1. |
Сроки выполнения разработки
(год начала – год окончания): |
2005-2006. |
2. |
Головная
организация-разработчик, контактный
телефон: |
Институт горного дела (ИГД) УрО РАН (г.
Екатеринбург), (343) 350-47-63. |
3. |
Краткая содержательная
характеристика разработки |
Для условий глубоких карьеров
предложено и разработано специальное транспортное средство для
отработки нижних горизонтов – гусеничный самосвал (ГС). Он обладает
способностью надежно и безопасно осуществлять транспортирование
горной массы по сверхвысоким уклонам (до 35%), что позволяет без
дополнительного разноса бортов отработать карьер на значительно
большую глубину, увеличив при этом степень извлечения дорогостоящего
полезного ископаемого. ГС позволяет реализовать технологию
безразворотного движения в забое и на перегрузочном пункте, что
значительно снижает требуемые размеры рабочих площадок.
Незначительная доработка конструкции позволит отрабатывать
месторождения в заболоченной и бездорожной местности. |
4. |
Степень готовности
(завершение эксперимента, проведение
испытания опытного образца, выпуск
опытной серии и т.п.): |
Совместно с рядом российских
производителей гусеничной техники проведены конструкторские
проработки и подготовлены технические предложения на разработку
гусеничных самосвалов грузоподъемностью 25-43 тонн, определена
стоимость проекта по выпуску гусеничных самосвалов. Так, ФГУП
«Уральское конструкторское бюро транспортного маши-ностроения» (УКБТМ,
г. Нижний Тагил) выполнены технические предложения на создание
гусеничного самосвала грузоподъемностью 40 т в двух вариантах: с
полноповоротной платформой (кабина водителя и грузовая платформа
могут вращаться на 360° относительно шасси) и с дублированным
управлением в кабине (с разворотом оператора в кабине для
осуществления безразворотного движения машины). УКБТМ определена
примерная стоимость серийного образца и необходимый объем
финансирования для осуществления выпуска машины. |
5. |
Наличие необходимой
инфраструктуры производственных
мощностей: |
Все возможности для производства ГС
имеют ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (г.
Омск) (данным предприятием разработаны технические предложения) и
ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»
(г. Нижний Тагил). Предприятия готовы приступить к выпуску техники
при наличии заказчика. |
6. |
Ожидаемые результаты: |
Внедрение предложенной техники и
технологии на глубоких карьерах, имеющих высокоценное полезное
ископаемое обеспечит значительный экономический эффект за счет
дополнительного объема добычи руды, оставляемой при существующей
технике и технологии в земной коре, и снижения затрат на
транспортирование горной массы. |
7. |
Оценка основных
характеристик
разработки,
обеспечивающих
конкурентоспособность: |
Высокая проходимость, способность
надежно и безопасно работать на сверхвысоких уклонах (до 35%),
высокая маневренность и способность осуществлять челночное
безразворотное движение, что значительно уменьшает потребную площадь
рабочих площадок.
Большие перспективы по внедрению ГС для транспортировки грузов в
сложных условиях северных районов. |
7.1. |
Научно-технический уровень: |
|
7.1.1. |
По отношению к лучшим
отечественным образцам (указать
какие превосходят): |
Данная техника уникальна и не имеет
отечественных аналогов. |
7.1.2. |
По отношению к лучшим
мировым образцам (соответствует или
превосходит, указать какие): |
Имеющиеся зарубежные аналоги (японских
производителей) созданы для строительных площадок и не приспособлены
для сложных условий карьеров. Точных аналогов предлагаемых ГС в мире
нет. |
7.2. |
Экологичность: |
Снижение общего выброса вредных веществ
с отработавшими газами за счет уменьшения парка самосвалов и
уменьшения объема перевозимых вскрышных пород. |
7.3. |
Экономические показатели
(оценочные): |
|
7.3.1. |
Требуемый объем
инвестиций, (млн дол.): |
4,8 – на разработку, изготовление,
испытание и производство опытной серии ГС. |
7.3.2. |
Потенциальный объем продаж,
(млн дол.): |
Гусеничных самосвалов – 1-2 в год. |
7.3.3. |
Срок окупаемости
проекта, (лет): |
Внедрение ГС на горнодобывающих
предприятиях с высокоценным полезным ископаемым при изменении
существующей технологии обеспечит окупаемость менее 1 го-да. На
прочих горнодобывающих предприятиях – 2-3 года. |
8. |
Область применения разработки,
возможные потребители, наличие заявок на продукцию: |
Добыча и транспортировка руд.
Горнодобывающие предприятия, в первую очередь, добывающие
высокоценное полезное ископаемое. Эффективность применения ГС
обоснована для отработки широкого круга месторождений с различными
видами полезных ископаемых. Основной заказчик работ в настоящее
время – АК «АЛРОСА». Считается перспективным применение ГС при
освоении Северного и Приполярного Урала. |
9. |
Наличие бизнес-плана по
реализации разработки (да, нет): |
Да. |
10. |
Организация, давшая
предложение, контактный телефон: |
Институт горного дела (ИГД) УрО РАН (г.
Екатеринбург), (343) 350-47-63. |
11. |
Формы сотрудничества, коммерческие предложения: |
Проведение работ по
оценке эффективности применения гусеничных самосвалов для конкретных
горнодобывающих предприятий. Возможна работа со-вместно с другими
проектными ин-ститутами. ИГД УрО РАН подго-товлены технические
предложения на создание ГС. Имеются заявки на изготовление ГС от АО
«БелАЗ». |