1. |
Сроки выполнения разработки
(год начала – год окончания): |
2004 – 2008.
|
2. |
Головная
организация-разработчик, контактный
телефон: |
УРАН Институт горного дела УрО РАН (г.
Екатеринбург), (343) 350-47-63.
|
3. |
Краткая содержательная
характеристика разработки |
Предлагается конструкция автосамосвалов
с комбинированной энергосиловой установкой (КЭУ) грузоподъемностью
80-220 т, оборудованного двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и
тяговым аккумулятором энергии (АЭ). При движении с груженого
автосамосвала на подъем источником энергии является ДВС. После
разгрузки на борту карьера ДВС останавливается и питание тягового
электропривода и вспомогательного оборудования осуществляется от АЭ,
заряжаемого на спусках. Такой режим работы позволяет использовать
газотурбинный двигатель (ГТД), непригодный для автосамосвалов
традиционной конструкции. Такая конструкция обеспечивает повышение
топливной экономичности, снижение выбросов вредных веществ с
отработавшими газами, возможность увеличения удельной мощности
автосамосвала, а значит – повышение уклонов автодорог и сокращение
объемов выемки пустых пород, снижение эксплуатационных и капитальных
затрат на 10-25%. Создание карьерных автосамосвалов с КЭУ
планируется на базе существующих моделей автосамосвалов, при этом
они должны оборудоваться АЭ и доработкой системы управления тяговым
электроприводом.
|
4. |
Степень готовности
(завершение эксперимента, проведение
испытания опытного образца, выпуск
опытной серии и т.п.): |
Завершены предварительные
экспериментальные исследования, подготовлены технические требования
на разработку опытных образцов.
|
5. |
Наличие необходимой
инфраструктуры производственных
мощностей: |
Крупнейший производитель карьерных
автосамосвалов завод «БелАЗ» заинтересован в производстве
автосамосвалов с КЭУ. С рядом научно-производственных фирм России
достигнуты договоренности о производстве всех необходимых
комплектующих для автосамосвалов с КЭУ.
|
6. |
Ожидаемые результаты: |
Для горнодобывающих предприятий
внедрение автосамосвалов с КЭУ позволит снизить эксплуатационные
затраты на 10-25%, увеличить глубину отработки месторождений,
сократить объем вскрышных работ, улучшить экологичность транспорта.
|
7. |
Оценка основных
характеристик
разработки,
обеспечивающих
конкурентоспособность: |
|
7.1. |
Научно-технический уровень: |
|
7.1.1. |
По отношению к лучшим
отечественным образцам (указать
какие превосходят): |
Превосходит существующие
карьерные автосамосвалы по эксплуатационным показателям.
|
7.1.2. |
По отношению к лучшим
мировым образцам (соответствует или
превосходит, указать какие): |
Превосходит по эксплуатационным
показателям существующие конструкции карьерных автосамосвалов, а
также имеющийся экспериментальный образец карьерного автосамосвала с
гибридной силовой установкой (General Electric, май 2008 г., США).
|
7.2. |
Экологичность: |
Применение автосамосвалов с КЭУ на
карьерах обеспечивает снижение выбросов вредных веществ с
отработавшими газами на 50-80%; простои карьеров в западной Якутии
по причине загазованности рабочей зоны достигают 1000 ч в год и
более.
|
7.3. |
Экономические показатели
(оценочные): |
|
7.3.1. |
Требуемый объем
инвестиций, (млн дол.): |
4.
|
7.3.2. |
Потенциальный объем продаж,
(млн дол.): |
5.
|
7.3.3. |
Срок окупаемости
проекта, (лет): |
2-5.
|
8. |
Область применения разработки,
возможные потребители, наличие заявок на продукцию: |
Глубокие
карьеры (глубиной более 150 м), ограниченные по размерам в плане,
особенно в суровых климатических условиях (кимберлитовые карьеры
Якутии, золотодобывающие карьеры, некоторые крупные железорудные
карьеры, карьеры цветной ме-таллургии) – всего не менее 15 карьеров
с увеличением их количества в перспективе.
|
9. |
Наличие бизнес-плана по
реализации разработки (да, нет): |
Да.
|
10. |
Организация, давшая
предложение, контактный телефон: |
УРАН Институт горного дела УрО РАН (г.
Екатеринбург), (343) 350-47-63.
|
11. |
Формы сотрудничества, коммерческие предложения: |
ИГД УрО РАН готов выступить ведущей
организацией (координатором) при реализации проекта, осуществлять
экспериментально-научное сопровождение разработки, опытных и
промышленных испытаний автосамосвалов с КЭУ. Необходим инвестор для
реализации проекта по изготовлению и реализации автосамосвалов или
заказчик (горнодобывающее предприятие), готовый приобрести партию
автосамосвалов с КЭУ.
|