Формирование базовых элементов
национальной инновационной системы
в уральском федеральном округе
В.Ф. Басаргин
Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации
в Уральском федеральном округе, г. Екатеринбург
Задачу построения отечественной инновационной системы, поставленную сегодня Главой государства и Правительством Российской Федерации, следует без преувеличения отнести к числу стратегически важных. Она связана с возрастанием роли инноваций как фактора, обеспечивающего технологическую модернизацию производства, высокое качество и конкурентоспособность продукции.
Эта проблема специально рассматривалась на совместном заседании Госсовета и Совета безопасности Российской Федерации 24 февраля 2004 г. В настоящее время в стадии обсуждения находится проект «Основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года».
Суть инновационной системы можно охарактеризовать как совокупность эффективно взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.
Основные элементы инновационной системы: это – наука, инновационный сектор производства, образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, инновационная инфраструктура, механизмы поддержки инновационной деятельности.
В экономическом отношении сегодня лидируют технологически развитые страны. Их лидерство – результат продуманной стратегии по созданию инновационно-ориентированной экономики, главным ресурсом которой являются реализованные в новую продукцию знания.
Объем мирового рынка высокотехнологичной продукции стремительно растет. Сегодня его величина оценивается в 2,5-3 трлн дол., к 2015г., по прогнозам, произойдет удвоение. Вместе с тем доля России на этом рынке менее 0,5%. В этой связи задача формирования отечественной инновационной системы как основы современного социально-экономического развития для нашей страны имеет особую значимость.
Экономика России остро нуждается в модернизации, идет старение основных фондов, нарастает технологическое отставание.
Финансирование науки за годы реформ сократилось в 15-18 раз. В результате высокотехнологичный сектор страны оказался отброшенным по уровню развития на 10-25 лет назад. Россия отстает от развитых стран уже на целое поколение техники, идет трансформация производственного сектора в сторону первичных, менее сложных в технологическом отношении производств. По сравнению с 1990 г. доля машиностроения и металлообработки в общем объеме производимой продукции страны сократилась с 28% до 17,3%, что ниже порогового уровня экономической безопасности, который составляет 20%.
Резко снизилась за годы реформ доля инновационно-активных предприятий. Если в 80-е годы она составляла 60-70%, от общего числа всех российских промышленных предприятий, то к началу 2000-х годов она уменьшилась более чем на порядок и составила всего 4-5%.
Вместе с тем научно-технологический потенциал России все еще достаточен, чтобы осуществить технологическую модернизацию производства и обеспечить конкурентоспособность российских товаров. По оценкам экспертов, наша страна до сих пор является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет значительные достижения в таких областях, как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов.
Это очень важно, так как технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить технологическую независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного экономического развития. Так, «экономическое чудо» Гонконга, Тайваня, Сингапура самым непосредственным образом связано с активным заимствованием этими странами мировых технологий. У нас же имеется ряд собственных уникальных технологий, которые не надо приобретать и за которые не надо платить.
Тем не менее сегодня в России реально используется в экономике не больше 2% создаваемых научных знаний, что оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем. Если в развитых странах на долю знаний, воплощенных в технологиях, товарных продуктах и образовании в настоящее время приходится 80-95% ВВП, то в России даже в лучшие годы вклад науки в ВВП не превышал 30-40%.
Наукоемкость российского ВВП снижается. В настоящее время она составляет всего 1,3%, в том числе по УрФО – порядка 0,6 %., тогда как к наукоемким принято относить производства, для которых этот показатель составляет не ниже 3,5%, а к высокотехнологичным – не ниже 8,5 %.
Главным препятствием на пути вовлечения научно-технического потенциала в решение задач модернизации российской экономики является существующая разобщенность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций.
На сегодняшний день в России формируется национальная инновационная система. Это - научный комплекс, высокотехнологичные предприятия ОПК, ряд успешно функционирующих объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и др.). Но пока все эти элементы разрознены, им не хватает объединяющего начала, способного превратить их в действенный инструмент эффективного использования и коммерциализации научных идей.
Сегодня первоначальный этап формирования инновационных систем, связанный с освоением зарубежного опыта, уже пройден. Он показал, что единого рецепта создания инновационной системы не существует. В каждой стране инновационная система должна быть своя, максимально приспособленная именно к ее экономике, науке, особенностям производства, целям и задачам развития, культурно-историческим традициям.
Для формирования инновационной системы Уральский федеральный округ, по сравнению с другими регионами, обладает рядом преимуществ: значительным научно-техническим потенциалом, мощной сырьевой базой и развитым производственным комплексом. По валовому региональному продукту Уральский федеральный округ сегодня занимает третье место в России. На территориях округа насчитывается 260 организаций, выполняющих исследования и разработки. Количество занятых в этих организациях работников составляет около 54 тыс. чел., в том числе 3,7 тыс. докторов и кандидатов наук. Ежегодно изобретателям округа выдается порядка 1,2 тыс. патентов на изобретения и свидетельств на полезные модели. География научно-производственных связей организаций научно-технической сферы округа выходит далеко за его пределы. Многие из них, например, институты Уральского отделения РАН, УГТУ-УПИ, Южно-Уральский университет, ряд других хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Удачное сочетание научно-производственных факторов совместно с выгодами географического положения региона позволяют рассматривать Уральский федеральный округ как одну из потенциальных опорных точек инновационного преобразования всей российской экономики.
Важнейшим элементом инновационной системы является правовая база в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В последнее время на территориях Уральского федерального округа этот процесс заметно активизировался. Закон об инновационной деятельности принят в Ямало-Ненецком автономном округе и Курганской области, Концепция инновационной деятельности - в Свердловской и Тюменской областях. В Свердловской, Челябинской, Тюменской областях и ХМАО-Югре уже разработаны, но пока не приняты проекты закона об инновационной деятельности.
Нарабатывается опыт стратегического планирования в научно-технической сфере. Так, в Челябинской области разработан проект «Основ политики Челябинской области по развитию науки и технологий на период до 2010 гг. и дальнейшую перспективу» и «План поддержки инновационного предпринимательства»; а в ХМАО-Югре – проект основных направлений научно-технической политики на среднесрочную перспективу.
В перспективе предстоит работа над законодательством об интеллектуальной собственности. Нерешенность проблем авторских прав на результаты научно-исследовательской деятельности и ряда других являются тормозом для использования научных идей на практике, одна из причин «теневого экспорта» российских технологий и перспективных разработок за рубеж и низкой патентной активности. На сегодняшний день индекс патентной активности (число патентных заявок в расчете на 10 тыс. чел.) в среднем по УрФО составляет всего 1,27 (в РФ - 1,72), тогда как в развитых странах он равен 5,8, а в Японии – 26,9.
Одной из самых острых для формирования отечественной инновационной системы проблем остается поиск источников для увеличения объемов финансирования в научно-технической и инновационной сфере. Заслуживает внимания опыт по поддержке научно-технической и инновационной деятельности в Свердловской, Челябинской и Курганской областях. В этих регионах уже несколько лет формируются государственные заказы на НИОКР. В Челябинской области предприятиям, реализующим инновационные проекты, часть затрат на оплату процентов по кредитам возмещается за счет средств областного бюджета. В Свердловской области введены льготы по плате за землю для технопарков (плата составляет всего 10% от базовой ставки земельного налога). Имеется опыт грантовой поддержки научных исследований. Уже несколько лет в округе проводится региональный конкурс РФФИ-Урал, а с 2004 г. – РГНФ-Урал. Развивается институт региональных премий и стипендий в сфере науки и техники.
Вместе с тем средств, выделяемых сегодня на поддержку науки, явно недостаточно. Внутренние затраты на исследования и разработки в УрФО составляют 7 млрд. руб. или порядка 0,8% от ВРП округа, тогда как в развитых странах они находятся на уровне 2-3 % от ВВП.
В консолидированном бюджете России затраты на научные исследования и научно-технический прогресс составляют всего 1,3% от общих расходов, а в расходах консолидированных бюджетов регионов УрФО – в среднем порядка 0,14%. В настоящее время общее финансирование науки в России за счет бюджетных средств в 15 раз ниже, чем в США и в 4 раза меньше, чем в Японии. И это при том, что в развитых странах в общем, объеме расходов на науку доля бюджетных средств составляет не более 50-25%, а в России бюджетные средства до сих пор являются основным источником финансирования научной сферы.
На перспективу ситуация с финансированием научной и инновационной деятельности в регионах остается сложной.
Наряду с государственной поддержкой, действенным способом активизации инновационных процессов во многих станах мира является венчурное инвестирование. Так, в США создано более 900 венчурных компаний и фондов, которые ежегодно вкладывают в инновационные проекты порядка 35 млрд дол.
В России в настоящее время действуют около 30 венчурных фондов, но это, главным образом, иностранный капитал.
В 2000г. Правительством Российской Федерации в целях стимулирования развития отечественного инновационного бизнеса организован Венчурный инновационный фонд. С его участием созданы региональные венчурные фонды в ряде субъектов Российской Федерации. У нас в марте 2004 г. приступил к работе Южно-Уральский венчурный инновационный фонд «Инновации. Технологии. Развитие».
Учитывая высокий инновационный и инвестиционный потенциал Округа и важность обеспечения многоканального финансирования инновационной деятельности, следует продолжить работу по организации региональных и отраслевых венчурных фондов в субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в том числе с участием федерального Венчурного инновационного фонда. Для привлечения в инновационную сферу средств частных инвесторов необходимо также обеспечить предоставление им государственных гарантий.
Один из главных элементов инновационной системы – наука, обеспечивающая создание базы и заделов на будущее для производства высокотехнологичной продукции. Сильной стороной округа является развитая сеть организаций академической и отраслевой науки. Уральский федеральный округ занимает пятое место в России по количеству персонала, занятого научными исследованиями. В округе сосредоточено 22 НИИ и 33 структурных подразделения УрО РАН, имеется развитая сеть отраслевых научных организаций. Только в Свердловской области их насчитывается свыше 90.
В этой связи одним из перспективных направлений формирования инновационной системы в округе является создание объектов инновационной инфраструктуры на базе научных организаций. В настоящее время в Екатеринбурге организован Инновационно-технологический центр «Академический», идет становление Уральского регионального Центра трансфера технологий на базе Института металлургии УрО РАН.
Представляется весьма перспективным и проект создания совместного Научно-внедренческого центра на базе организаций академической и отраслевой науки Свердловской области. У академической науки имеется много интересных, но не доведенных до практического использования наработок. Отраслевая наука располагает необходимыми кадрами, экспериментальной и проектно-конструкторской базой, которые позволяют быстро и квалифицированно решить эту проблему, включая внедрение и выпуск новой продукции. Создание Научно-внедренческого центра позволит активизировать процесс производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, сократить сроки реализации результатов НИОКР и повысить эффективность использования научно-технического потенциала в интересах социально-экономического развития региона.
Представляется целесообразным создание в г.Екатеринбурге на базе некоммерческого партнерства «Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии» Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии.
Наличие самых блестящих научных заделов останется на бумаге, если в регионах не будет решена задача повышения инновационной активности предприятий. Без решения этой проблемы создание инновационной системы невозможно. Массовое производство новой качественной высокотехнологичной продукции и насыщенность ею рынка – основа современной конкурентоспособной экономики.
В Уральском федеральном округе доля инновационной продукции в общем объеме промышленных товаров, выпускаемых предприятиями округа, в 2000г. составляла всего 1,5%, в 2001г. – 1,8%. В 2002г. она несколько увеличилась и составила 3,7%. Тем не менее величина этого показателя по-прежнему остается крайне незначительной.
Негативная тенденция – нарастание межведомственной разобщенности производителей и усиление узко корпоративных интересов. Требует решительных мер ситуация, сложившаяся в нефтегазовом комплексе округа. Являясь крупнейшим потребителем нефтяного оборудования и труб, ТЭК на протяжении ряда лет продолжает снижать закупки у отечественных производителей при одновременном росте закупок по импорту. По данным Правительства Свердловской области, на предприятиях региона в 2003 г. сокращение производства отдельных видов нефтегазового оборудования составило от 20 до 70%. Аналогичная ситуация наблюдается в других областям, в том числе в определенной степени и при закупоках отечественной машиностроительной продукции для российской черной и цветной металлургии.
Решение этой проблемы видится в энергичной инновационной политике, направленной на обеспечение ускоренного и широкомасштабного внедрения отечественных научно-технологических разработок (многие из которых находятся на передовом мировом уровне) в ТЭК, металлургию и другие базовые отрасли российской экономики. В этой связи представляется целесообразным создание в Уральском федеральном округе объединения крупнейших предприятий ТЭК, металлургии, машиностроения и научных учреждений для координации деятельности по производству современной промышленной продукции для нефтегазового и металлургического комплексов на машиностроительных заводах федерального округа.
Замедленными темпами развивается малое инновационное предпринимательство. Вместе с тем оно является важным элементом современной рыночной экономики, придающим ей мобильность, гибкость, способность оперативно реагировать на меняющийся спрос. В развитых странах малые и средние венчурные фирмы производят более половины всего валового внутреннего продукта, тогда как в России - всего 1-11%. В Уральском федеральном округе в 2002 г. насчитывалось 1,4 тыс. малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания (2,5% от общего числа малых предприятий), а их доля в общем объеме выпуска продукции всех малых предприятий составляла лишь 3,1%. При этом по сравнению с 1998 г. их число сократилось в 1,6 раз.
Причины замедленного развития инновационного сектора и низкого спроса предприятий на НИОКР – далеко не всегда экономические. В значительной мере они также обусловлены несформированностью в России системы стимулирования инновационной деятельности предприятий, неразвитостью в обществе «вкуса к инновациям». В этой связи представляется необходимым подготовить предложения по совершенствованию экономических методов государственного управления технологическим развитием (системы льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность и иных мер поддержки).
Одним из элементов инновационной системы округа должны стать высшие учебные заведения. В округе более 70 вузов (включая негосударственные). Многие из них принимают активное участие в выполнении федеральных и межвузовских научно-технических программ. В настоящее время большое внимание уделяется формированию учебно-научных инновационных комплексов. Один из таких комплексов создан на базе УГТУ-УПИ – крупнейшего технического вуза России. Создание таких центров при вузах региона позволит вовлечь в инновационный процесс преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов, обеспечить единство учебного, научного и инновационного процессов и подготовку кадров по перспективным для региона направлениям.
Особую важность для создания в УрФО инновационной системы является формирование на территориях округа очагов инновационной активности.
Сегодня в Уральском федеральном округе уже функционирует 6 научно-технологических парков (из них 5 – в Свердловской и один в Челябинской области). Разрабатывается проект создания инновационного центра в ХМАО-Югре. В ЯНАО также запланировано в 2004 г. выделить средства из окружного бюджета на создание инновационного центра. Имеются хорошие перспективы для дальнейшего развития наукоградов и технопарковых структур на базе городов и предприятий ОПК, ведь именно здесь сосредоточена значительная доля научно-технического и инновационного потенциалов округа.
В целях реализации в дальнейшем сетевого принципа организации инновационной инфраструктуры как необходимого условия эффективного функционирования инновационной системы, следует в ближайшее время провести инвентаризацию и оценку эффективности деятельности инфраструктурных объектов округа. Это поможет сконцентрировать усилия на формировании недостающих структур и взаимосвязей, обеспечивающих ускорение инновационного цикла.
Наиболее популярной формой пропаганды инновационных продуктов сегодня являются научно-технические выставки. В округе они проводятся регулярно. Наиболее активны в этом отношении Свердловская и Челябинская область.
Но выставки – мероприятие разовое. Необходимо энергичнее переходить к созданию в регионах постоянно действующих информационных, маркетинговых и иных специализированных центров по обслуживанию субъектов инновационной деятельности. Работа в этом направлении в округе уже ведется. Так, в Курганской области уже создан Курганский региональный центр обеспечения качества и конкурентоспособности; при Администрации Свердловской области также действует Центр делового сотрудничества, который занимается инвестиционно-инновационной деятельностью. Есть предложения по развитию Уральского Дома техники как комплексного объекта инновационной инфраструктуры, включающего технопарковую зону, информационно-образовательный центр и центр трансфера технологий.
В целях ускорения процесса продвижения перспективных научных разработок РАН и отраслевой науки в практику представляется также целесообразным подумать о создании в Уральском федеральном округе информационно-аналитической системы РАН и отраслевых институтов о результатах перспективных для практики исследований и разработок.
И, наконец, вопросы совершенствования управления инновационной деятельностью. Для формирования в Уральском федеральном округе инновационной системы важной задачей является создание и эффективная работа специальных органов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью. В настоящее время они есть во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Не менее важным является также формирование окружных структур поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
В конце 2003 г. создан Совет по научно-технической политике и инновационной деятельности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в состав которого вошли представители региональных органов власти и научных кругов. Создание этого Совета - важный организационный момент для обеспечения координации и взаимосвязи между элементами инновационной системы округа. Следующим логическим шагом может стать создание Окружного информационно-маркетингового центра.
Анализ процессов формирования в УрФО инновационной системы позволил выявить ряд нерешенных проблем. Наиболее неотложными из них сегодня являются:
— обеспечение многоканального финансирования научно-технической и инновационной деятельности;
— преодоление разрозненности, автономности имеющихся элементов инновационной системы, восстановление и укрепление связей между наукой и производством;
— развитие инфраструктуры, обеспечивающей передачу технологий в практику;
— разработка эффективных мер стимулирования инновационной активности.
Успешно решить эти проблемы можно только сообща,
объединив усилия ученых, производственников, органов власти, предпринимательских
и финансовых структур. Уверен, что III
Окружная конференция по инновациям делает новый шаг не только в постановке, но и
в поиске путей решения проблем построения на территориях Уральского федерального
округа инновационной системы - фундамента современной эффективной экономики.
19.07.05