ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
В. С. Кортов
Институт инноватики и маркетинга УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург
Инновационный путь развития нашей страны является главным приоритетом экономической политики в настоящее время. Именно инновационная деятельность способна обеспечить устойчивую динамику экономического роста за счет выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Для достижения поставленных целей в ближайшие годы должны быть созданы региональные инновационные системы, на базе которых сформируется национальная инновационная система. Создание инновационной системы региона предполагает:
• формирование региональной инновационной стратегии;
• создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных предприятий;
• формирование инфраструктуры региональной инновационной системы;
• совершенствование механизмов федеральной и региональной поддержки инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура стала формироваться в стране и нашем регионе в начале 90-х годов. Для справедливости следует отметить, что инициатором этой большой и необходимой работы выступила высшая школа. Именно Министерство образования РФ впервые разработало комплекс межвузовских научно-технических инновационных программ по перспективным направлениям науки и техники и выделило средства на их выполнение. В середине 90-х годов при поддержке вузов были созданы десятки технопарков и бизнес-инкубаторов, в том числе технопарк «Уральский» на базе УГТУ-УПИ. Инновационная структура продолжает развиваться с участием академических и отраслевых организаций, промышленных предприятий, финансовых учреждений. Можно с уверенностью констатировать, что инновационная система уральского региона формируется не на пустом месте.
Инновационная инфраструктура - это сеть взаимосвязанных организаций, субъектов инновационной деятельности. Ядром этой сети являются научно-исследовательские институты (в нашем регионе - институты УрО РАН) и университеты, в которых на основе фундаментальных и прикладных исследований рождается востребованная на рынке инновационная продукция- новые материалы, приборы, устройства, технологии, программное обеспечение, процессы управления. Другие организации этой сети обеспечивают продвижение новой продукции на рынок и оказывают производственно-технологические, финансовые, информационные, кадровые, консалтинговые услуги. Как уже было отмечено, часть элементов этой сети уже создана в Уральском регионе. Поэтому основные усилия должны быть направлены на тиражирование в субъектах УрФО положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создание и развитие недостающих звеньев и на разработку законодательно-информативного и методического обеспечения объектов инновационной инфраструктуры. Это позволит выстроить целостную систему, обеспечивающую продвижение получаемых в научно-технической сфере новых знаний к рынку по всему инновационному циклу.
Формирование инновационной региональной структуры предполагает решение следующих основных задач.
1. Развитие структур производственно-технологической поддержки инноваций.
В этом направлении по-прежнему актуально создание уже апробированных структур - технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров. Эти организации распределены по территории региона крайне неравномерно, часть региональных субъектов не имеет их совсем. В то же время в Екатеринбурге и Свердловской области функционируют несколько технопарков, нновационно-технологический центр «Академический», технополис «Заречный». Весьма своевременной является инициатива Правительства Свердловской области, которая законодательно обеспечила право крупных предприятий, имеющих пустующие территории и неиспользуемые производственные мощности, организовывать на них технопарки на условиях существенных льгот при оплате за землю. В этой связи новые технопарки стали создаваться на Уралмаше, Химмаше и на других крупных предприятиях. Это хороший пример участия крупных предприятий в инновационном процессе, но он не должен быть единственным. Инновационная структура крайне нуждается в научно-производственных внедренческих зонах (площадках), на которых научные разработки и опытные образцы новой техники доводились бы до уровня непосредственно внедрения в производство. Успешный опыт такой деятельности имеется в Германии и его целесообразно изучить и адаптировать к условиям нашего региона.
Особую роль в формировании системы производственно-технологической поддержки инноваций играют территории инновационного развития, наукограды и технополисы. В развитии этого направления существуют хорошие перспективы. Помимо Екатеринбурга, который за счет огромного научного и производственного потенциала уже является территорией инновационного развития, в регионе имеются муниципальные образования с предприятиями, работающими в области передовых наукоемких технологий и использующими высокий уровень квалификации научного и инженерного персонала. К ним относятся города Заречный, Новоуральск, Лесной, Трехгорный, Снежинок, Озерск и ряд других, которые имеют все основания претендовать на статус наукоградов.
Необходимо также создавать и укреплять научно-технологические кластеры на базе вертикально и горизонтально интегрируемых структур в научно-технической и производственной сферах в целях организации инновационных процессов в приоритетных направлениях науки и техники. Такие направления определены на федеральном уровне, но крайне необходимо дополнить их приоритетами региона с учетом перспектив развития его промышленности. Выбор и обоснование важнейших направлений науки и техники создает условия для роста научно-технического потенциала региона и одновременно формирует основу модернизации его технической базы. Среди важнейших направлений исследований и разработок, уже выбранных другими регионами, можно назвать: повышение эффективности использования природных ресурсов; обновление технологий в промышленности и сельском хозяйстве; здоровье населения, фармацевтика;
создание новых технологий для получения собственных ниш на рынках наукоемкой продукции; разработка новых материалов и методов их обработки с учетом особенностей производства в регионе; организация управления социальным и экономическим развитием региона. Указанные направления актуальны и для УрФО.
К инфраструктурным элементам производственно-технологической поддержки инноваций относятся также лизинговые компании, центры коллективного пользования дорогостоящего научного оборудования. Достойного обсуждения опыта создания таких структур в регионе пока нет.
2. Развитие структур для продвижения на рынок инновационной продукции.
Для решения этой задачи необходимо создание сегментов инфраструктуры, обеспечивающих маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно- лицензионную работу и т.п. Среди таких структур важнейшую роль играют Центры трансфера технологий, которые уже начали создаваться в регионе. В прошлом году такой центр организован в УГТУ-УПИ при поддержке Министерства образования РФ и американского фонда CRDF, несколько позднее создан федеральный центр трансфера технологий при Институте металлургии УрО РАН. Началась целенаправленная работа по выявлению в академических институтах и вузах коммерчески перспективных научных разработок, их маркетинг, оценка рынка, конкурентов, поиск инвесторов. Это только начало работы и о результатах говорить еще рано. Однако перспективность таких структур для формирования инновационной системы региона очевидна, и их создание будет продолжаться. Согласно Межведомственной и региональной программе формирования и развития инновационной инфраструктуры на 2004-2006 годы в регионах России будет создано до 100 отделов и центров трансфера технологий, в том числе в таких субъектах УрФО как Челябинск и Тюмень.
В работе по продвижению на рынок инновационной продукции существенную роль играет качественная экспертиза научно-технических программ и проектов. Именно она в значительной степени определяет успех новых продуктов на рынке и снижает вероятность необоснованных рисков при инвестициях. По этой причине создание в регионах института независимой экспертизы научной продукции является важной составной частью формирования инфраструктуры региональной инновационной системы. На этапе выхода на рынок необходимо обеспечить сертификацию наукоемкой продукции, особенно при продвижении на внешнем рынке. Поэтому в региональную инфраструктуру инновационной деятельности должны входить организации, оказывающие широкий спектр услуг в области метрологии, стандартизации и сертификации. Такие структуры имеются в нашем регионе. Среди них - Уральский центр стандартизации и метрологии (УЦСМ), ряд аккредитованных лабораторий в институтах УрО РАН. В УГТУ-УПИ уже несколько лет работает аккредитованный в системе Госстандарта РФ Центр независимых экспертиз, сертификации и проблем качества. С его участием разработана одобренная Правительством Свердловской области система экспертизы инновационных проектов, участвующих в региональных конкурсах.
С целью координации и обеспечения работ по продвижению на рынок инновационной продукции вузов и научных организации в УГТУ-УПИ создан Институт инноватики и маркетинга, в состав которого вошли уже названный Центр независимых экспертиз, а также Центр интеллектуальной собственности, Отдел трансфера технологий, Региональный центр переподготовки кадров для инновационной деятельности. Объединение материальных и кадровых ресурсов позволит повысить эффективность работы в этом важном направлении.
3. Развитие структур информационного обеспечения региональной инновационной системы.
Эти структуры должны представлять возможности доступа к базам данных и другим информационным ресурсам на взаимно согласованных условиях, в том числе коммерческих, для всех заинтересованных организаций различных организационно- правовых форм и форм собственности. Потребители должны получать информацию о рынке научных услуг, рынке инновационных продуктов и проектов, о технических проблемах предприятий региона. В свою очередь органы власти должны использовать эту информацию для инвентаризации результатов научной деятельности, для оценки инновационного потенциала региона, для определения приоритетных направлений развития науки и техники в регионе. В идеале должна быть сформирована единая информационно-аналитическая система, работающая в интересах всех сегментов региональной инфраструктуры инновационной деятельности. На основе такой системы возможно создание бирж высоких технологий («электронных» бирж) для проведения торгов на право использования результатов научно-технических разработок.
В настоящее время работа по созданию региональной инфраструктуры информационного обеспечения находится на начальном этапе и плохо координируется. Создание и ведение баз данных научных разработок поручено Центрам научно-технической информации, которые работ под эгидой Минобрнауки РФ во всех крупных субъектах федерации, в том числе и в нашем регионе. В то же время свои базы данных формируют технопарки, ИТЦ, Центры трансфера технологий, консалтинговые фирмы и другие организации, которые практическине связаны между собой. Следует иметь в виду, что создание информационных баз данных требует значительных финансовых затрат и времени. Поэтому целесообразно держать под контролем методологию их работы, чтобы впоследствии не оказалось, что базы данных отдельных организации в регионе не совместимы между собой. Такой контроль должен осуществляться на уровне федерального округа.
4. Развитие инфраструктуры в кредитно-финансовой и инвестиционной области.
Этот важнейший сегмент инфраструктуры региональной инновационной системы призван обеспечить сквозное финансирование всех этапов инновационного процесса: от посевных и стартовых вложений до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях. Указанные задачи должны решать прежде всего фонды поддержки фундаментальной науки и прикладных исследований, финансирующие инновационно- ориентированные разработки конкурентоспособной наукоемкой продукции и создание быстро развивающихся высокотехнологичных компаний, способных стать привлекательными для венчурных инвестиций. Такие фонды существуют на федеральном уровне, это, прежде всего, РФФИ и фонд Бортника, которые заняли активные позиции в нашем регионе. Достаточно назвать программу РФФИ - Урал, действующую при поддержке Правительства Свердловской области (финансирование фундаментальных и прикладных исследований в интересах региона) , а также программу СТАРТ (стартовое финансирование инновационных разработок). Программа СТАРТ вызвала высокую активность ученых и инженеров: на конкурс было подано свыше 300 работ, 40 из них получили стартовое финансирование. Для успеха «стартовиков» в регионе следует создать венчурные фонды и управляющие компании путем привлечения внебюджетных источников и средств частных инвесторов через специально организованные инвестиционные институты. Необходимо развитие фондового рынка для обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, создание биржевых площадок по торговле ценными бумагами высокотехнологичных предприятий.
Система финансово- экономического обеспечения инновационной деятельности не может быть создана, если банки и другие кредитные организации не будут привлечены для представления долгосрочных займов компаниям, производящим наукоемкую продукцию. Следует решить вопросы предоставления государственных гарантий по привлеченным кредитам, а также возмещение части кредитных процентных ставок за счет бюджетов всех уровней. Все эти проблемы пока не находят решения в нашем регионе, и кредитно-финансовый и инвестиционный компоненты инфраструктуры инновационной системы находятся в зачаточном состоянии.
5. Развитие инфраструктуры кадрового обеспечения инновационной деятельности в регионе.
Совершенно очевидно, что решение задач создания инновационной системы регионов невозможно без привлечения высококвалифицированных и специально подготовленных для инновационной деятельности кадров. При этом необходима многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности. Такая система предусматривает подготовку специалистов с базовым направлением как основу «кадровой безопасности» инновационной сферы. В последние 6-7 лет в вузах региона открыты десятки новых специальностей рыночной ориентации. Одновременно начата подготовка специалистов, непосредственно ориентированных на работу в инновационных компаниях. В течение 1998-2003 гг. в УГТУ-УПИ открыты специальности в области стандартизации и сертификации, защиты интеллектуальной собственности, управления качеством, управления инновациями. Однако только подготовка дипломированных специалистов не может решить кадровую проблему для инновационной экономики. Требуется создать масштабную систему переподготовки и повышения квалификации всех участников инновационной деятельности, включая сотрудников органов власти, управленческий и инженерно- технический персоналы. С этой целью на базе крупных вузов субъектов федерации УрФО необходимо организовать Центры переподготовки кадров для инновационной деятельности. Такой Центр уже создан в УГТУ-УПИ в кооперации со специалистами из институтов УрО РАН и других вузов. Важно достичь единства научно-методического и учебно-методического обеспечения подготовки кадров для инновационной деятельности. При этом к переподготовке кадров могут быть привлечены не только вузовские преподаватели, но и успешные руководители инновационных предприятий, банков, технопарков и других инфраструктурных составляющих региональный инновационной системы.
Формирование инфраструктуры региональной инновационной системы является "сложной организационной и финансовой задачей. Можно выделить несколько общих принципов решения этой задачи:
• инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса,
• объектам инновационной инфраструктуры необходима координация действий при оказании услуг, а также взаимодействие с аналогичными организациями других субъектов РФ для обмена опытом;
• при формировании инфраструктуры следует опираться на отечественный и зарубежный опыт.
В связи с ограниченностью финансовых средств создание инновационной структуры в короткие сроки невозможно. Поэтому необходимо сформировать вначале компоненты инфраструктуры, способные обеспечить основные виды услуг для инновационных предприятий, а также создать условия для развития
инфраструктуры, в том числе за счет привлечения средств частных инвесторов. Очевидно также, что в ряде случаев целесообразно создавать отдельные организации инфраструктуры не в каждом субъекте РФ, а на уровне федерального округа.
Можно предложить следующие два этапа выполнения программы по формированию инфраструктуры региональной инновационной системы:
I этап (2004-2006г.г.). Разработка региональной инновационной стратегии, определяющей роль и место инфраструктуры в создании инновационной системы. Проведение мониторинга созданных сегментов инфраструктуры в субъектах федерального округа с оценкой эффективности их работы. Разработка и реализация плана создания эффективных элементов инфраструктуры в субъектах федерального округа.
II этап (2007-2010 гг.). Создание принципов и структур управления региональной
инновационной системой, апробация ее функционирования. Формирование
регионального рынка инновационной продукции и услуг, расширение участия инновационных
предприятий региона в наполнении российского и внешнеторгового рынков. Развитие
инновационного бизнеса как полноценного элемента региональной экономики внесет существенный
вклад в национальную инновационную систему,
19.07.05