НАУЧНЫЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ — БАЗА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Е.Г. Кремко
Министерство промышленности, энергетики и науки
Свердловской области, г. Екатеринбург
Свердловская область — это уникальное экономическое, территориальное и социальное образование Урала, оказывающее значительное влияние на структуру, темпы роста и модернизации промышленности региона и всей страны.
Являясь пятой по величине в России и крупнейшей на Урале, с населением 4,5 млн человек, Свердловская область, располагающая значительными запасами полезных ископаемых, — один из крупнейших в стране транспортных узлов, обладает мощным промышленным комплексом и занимает третье место в стране по объему промышленного производства после Москвы и Тюменской области.
Вот уже несколько лет в Свердловской области наблюдается интенсивный рост в экономике. Увеличился внешнеторговый оборот области. Так, объем промышленного производства в 2003 г. составил 361,5 млрд руб., а индекс физического объема вырос до 108,5 %.
Свердловская область остается одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов Российской Федерации. Объем направленных в экономику и социальную сферу инвестиций на территории области в 2003 г. составил 51,5 млрд руб., иностранных инвестиций – 1,5 млрд. долл. США. Средняя зарплата в промышленности области в среднем составляет сейчас 7 364,7 руб.
Сегодня завершается период восстановления, когда рост производства шел за счет заполнения свободных мощностей, недогруженных в результате кризиса при распаде хозяйственных связей и перехода к иным формам собственности.
По ряду отраслей область уже вышла на «доперестроечный» уровень производства, например, в металлургии около 97%, в машиностроении – 75% и т.д. Необходимо переходить на идеологию промышленного развития, а не просто подъема промышленности.
Развитие промышленности области исчерпало возможности экстенсивного пути, при котором оно достигается за счет заполнения свободных мощностей. Для дальнейшего развития необходим экстенсивный путь, приоритетом которого станет выпуск нового инновационного продукта, созданного на базе новейших технологий.
Осуществляемая в настоящее время в стране экономическая реформа предъявляет новые требования ко всем стадиям и аспектам управления экономикой, в том числе к обоснованию стратегии развития. Свердловская область одна из первых приняла основной документ своего долгосрочного развития — Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г.
В перспективе область может стать одним из лидеров во внедрении наукоемких инновационных технологий, в развитии прогрессивных производств на уровне передовых стран. Для этого имеются такие предпосылки, как крупнейшая научно-исследовательская и проектная база, высококвалифицированные кадры, большой массив передовых технологий в институтах и предприятиях ВПК.
В Свердловской области сосредоточено около 2/3 всех организаций Урала, осуществляющих исследования и разработки. Различными видами научной, научно-технической и проектно-изыскательской деятельности занимаются 1394 организации. Из них 146 относятся к базовым и специализированным по видам деятельности институтам, имеющим необходимую научную, производственную и нормативно-техническую базу, а также соответствующую квалификацию специалистов.
Научная деятельность Свердловской области представлена Уральским отделением Российской академии наук, наукой высших учебных заведений, отраслевой и заводской наукой.
В последние годы заметна тесная взаимосвязь между подъемом промышленности и востребованностью науки, о которой можно судить по ежегодному росту объемов научно-технической продукции.
В 2000 г. объем научных и научно-технических разработок составлял 4,2 млрд руб., а в 2003 г. область вышла на показатель 10,1 млрд руб. В 2003 г. объем отгруженной инновационной продукции инновационно-активными предприятиями Свердловской области в 2,2 раза превышает уровень 2002 г. и составляет 20,8 млрд руб.
Ключевая роль в создании и развитии инновационной деятельности сегодня принадлежит органам государственной власти и управления, которые должны создать все необходимые условия для эффективного взаимодействия знаний и капитала.
Поскольку на крупных и средних предприятиях относительно слабо развиваются инновационные процессы, в Свердловской области за последние 10 лет появились новые научно-производственные, консалтинговые и образовательные структуры, способствующие продвижению современных технологий для их дальнейшего использования и значительно более восприимчивых к новациям, чем старопромышленный сектор экономики области.
Отличительной особенностью Свердловской области является развитие технопарков.
В России насчитывается около 60 технопарков. В Свердловской области функционирует пять, успешно осуществляющих инновационную деятельность самостоятельно и в виде бизнес-инкубаторов малых наукоемких предприятий. Средняя годовая выработка на одного человека в технопарках Свердловской области превосходит аналогичные показатели промышленного и научного комплекса и достигает 1 млн руб. в год.
В качестве примера можно привести деятельность технопарка «Заречный», созданного в 1993 г.
Можно сказать, что инновационное движение сегодня находится в стадии развития, которое существенно сдерживает отсутствие законодательной базы.
Законодательная база это, прежде всего, стимул для динамичного развития инновационной инфраструктуры.
В Свердловской области предоставили ряд льгот для организаций, занимающихся инновационной деятельностью. В частности, на территориях крупных промышленных предприятий в соответствии с постановлением правительства Свердловской области «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области», высокотехнологичные наукоемкие предприятия имеют пониженный коэффициент начисления арендной платы -0,1. Снижение арендной платы за землю привело к активизации развития инновационных инфраструктур. Сегодня в стадии создания находятся промышленные технопарки на площадях заводов «Уралмаш», «Химмаш», «Верх-Исетский завод», «Свердловский инструментальный завод» и многих других.
К перспективным формам совершенствования инновационной инфраструктуры следует также отнести развитие сети специализированных малых инновационных предприятий по следующим направлениям: маркетингу, трансферу технологий, венчурному финансированию, консалтингу и т.д.
Сегодня в Свердловской области существует несколько центров трансфера технологий, созданных при вузах области и Уральском отделении Российской академии наук. Такая ситуация не отражает региональных потребностей экономики, так как деятельность этих центров не может охватить все направления инноваций в регионе. Центр трансфера технологий должен быть единым, и регионального уровня.
В области разработана идеология создания такого центра при Уральском доме науки и техники. Главной целью образования Центра является организация системы эффективного использования инновационного потенциала Свердловской области. Важнейшие задачи деятельности Центра — совершенствование инновационной инфраструктуры и координация деятельности специализированных инновационных предприятий, разработка важнейших для Свердловской области инновационных проектов, управление объектами интеллектуальной собственности и т.д. Кроме того этот Центр будет проводить ежегодный отбор (ярмарку) инновационных проектов.
В Свердловской области создан банк важнейших инвестиционных и инновационных проектов, насчитывающий более 100 позиций. В нем представлены наиболее интересные для инвесторов инновационные проекты, подготовленные в научных, проектных организациях и на промышленных предприятиях Свердловской области по приоритетным направлениям по отраслевому принципу. Реализация этих проектов являются основой разрабатываемой в Свердловской области среднесрочной программы развития инновационной деятельности.
Как показывает анализ инновационных проектов, направления инновационной деятельности в Свердловской области вполне закономерно отражают отраслевую структуру областной промышленности и проблемы остро стоящие сегодня перед регионом: повышение степени переработки сырьевых ресурсов, энергосбережение, использование технологий двойного назначения, переработка техногенных образований, решение экологических проблем.
Для стимулирования и развития научной и инновационной деятельности в Свердловской области необходимо:
1. С целью поддержки научных и инновационных организаций обратиться к Президенту РФ, председателю Правительства РФ, Государственной Думе РФ с предложениями о внесении изменений в федеральный закон "О научно-технической политике":
- разрешить субъектам РФ участвовать в формировании научно-технических направлений деятельности научных организаций всех форм собственности, расположенных на их территории;
- разрешить субъектам РФ участвовать в финансировании научных исследований, проводимых в научных и инновационных организациях всех форм собственности.
2. Обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой ускорить принятие Федерального закона "Об инновационной политике".
3. Поддержать инициативу правительства Свердловской области по созданию Инновационного центра, объединяющего ведущие отраслевые и академические институты Свердловской области.
4. Поддержать инициативу правительства Свердловской области по строительству в г. Екатеринбурге Большого Евразийского университета — крупнейшего инновационно-образовательного центра России.
5. Создать на базе Уральского дома науки и техники современный Региональный центр инновационного развития.
6. В целях укрепления интеллектуальной собственности и сохранения научно-технических и патентных фондов, расположенных на территории Свердловской области, создать ОГУП, в собственность которого передать имеющиеся патентные, научно-технические и информационные фонды. Основным направлением деятельности будет предоставление комплекса услуг, связанных с использованием патентных и информационных фондов.
7. Обратиться к Правительству РФ с просьбой о законодательной инициативе по внесению изменений в федеральные законы, направленные на стимулирование инновационной деятельности: снижение налога на имущество для инновационного оборудования; снижение налога на прибыль, направляемую на внедрение инновационного (в том числе энергоэффективного) оборудования, материалов, технологий.
8. Обратиться в Государственную Думу РФ с предложением о принятии законодательных актов, направленных на вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
9. Предусмотреть финансирование из бюджетов всех уровней проведение конкурсного отбора инновационных проектов, а также создание ГУ "Свердловский областной центр трансфера технологий".
10. Усилить государственную поддержку осуществлению инновационных проектов (70% выделяемых средств направлять в виде беспроцентного кредита организациям, выигравшим конкурсный отбор, 30% — на погашение процентов по кредитам коммерческих организаций).
11. Предусмотреть гарантии Правительства РФ и администраций субъектов Федерации на предоставление кредитов коммерческих организаций предприятиям, внедряющим инновационные технологии и оборудование.
Основой национальной инновационной
политики должна быть поддержка отечественной науки, без которой невозможен перевод
экономики России на инновационный путь развития, путь, которому, и это признается
всеми ведущими политиками и учеными, нет альтернативы.
19.07.05