ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМЫ

 ИННОВАЦИЙ ЯМАЛА

А. М. Ким

Департамент экономики и инвестиционной политики Администрации

 Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард

 

 

Развитие инноваций имеет первостепенное значение, как для Субъектов, входящих в УрФО,  так и для России в целом. Несмотря на положительную динамику основных показателей экономики государства и рост промышленного производства, необходимо отметить слабые стороны развития вопросов инноваций. Сохраняется высокая зависимость экономики от экспортно-ориентированного сырьевого сектора, а также от импорта наукоемкой высокотехнологичной продукции. Россия по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический потенциал, обладает научными знаниями мирового уровня. Однако эффективность их практического использования в рыночных условиях недостаточна, так как формирование национальной инновационной системы находится еще на начальной стадии развития. Не создана целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности, государственная политика в этой сфере несистемна и фрагментарна, роль государства в инновационных процессах не определена, не сформированы эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским и промышленным сектором экономики.

В этих условиях закон Ямало-Ненецкого автономного округа, «Об инновационной деятельности», который был принят еще в начале 1998 г. и целью которого было создание экономического и правового поля для всего спектра эффективной и созидательной внедренческой деятельности, конечно далеко не решает всех проблем.

Ямал - это ресурсодобывающий регион,  и, в первую очередь, регион потребляющий плоды научно-технической деятельности. А основным субъектом внедрения научных разработок являются предприятия ТЭК  и стройиндустрии.

В рамках реализации основных направлений Совета безопасности по государственной  инновационной политике и работы, ведущейся в  УрФО,   Администрацией автономного округа проводится анализ всего спектра инновационной деятельности, осуществляемой на территории региона. В настоящее время в проектном варианте разрабатывается реестр инновационных проектов, изобретений, патентов и перспективных технологий, который будет адаптирован в «Территориальном банке данных ЯНАО».

Как уже неоднократно представлялось на всех уровнях в автономном округе действует уникальная для России, полностью автоматизированная, комплексная информационно-аналитическая система, позволяющая готовить решения по управлению территорией в реальном времени на базе достоверной информации. Система является одной из основных инновационных разработок, функционирует в правовом поле федерального и регионального законодательства и включает в себя более 5 тысяч, постоянно корректирующихся, социально-экономических показателей. Информационный банк данных состоит из блока недропользования,  природопользования, инфраструктуры, социальных и экономических показателей. Как отметил Президент РФ, такая система должна быть в каждом субъекте Федерации. 

Имея такие инновационные инструменты, Администрация автономного округа может аргументировано и доказательно отстаивать свои позиции на любых государственных и научных уровнях как в России, так и за рубежом.

Необходимо отметить, что работая непосредственно с промышленными предприятиями региона по вопросам инновационной политики, уже сейчас, мы выстраиваем определенную систему взаимоотношений и понимания особой важности этого вопроса.

Несколько основных примеров развития инновационных процессов на Ямале. Понятно, что Ямал в большей части является потребителем инновационных услуг.

Безусловным лидером в инновационной политике территории является нефтегазовая отрасль. Период «лёгкого» извлечения углеводородов прошел. И без новых технологий и научных разработок не обойтись. Важнейшим фактором является внедрение новых технологий разработки и добычи углеводородного сырья. Здесь неограниченное поле деятельности, т.к. ресурсный потенциал  Ямала будет работать на экономику России ещё многие десятилетия.

Основным потребителем инновационных услуг на Ямале является Газпром и его дочерние общества. Газпром имеет мощный собственный отраслевой научный потенциал: НИИГАЗ, ТюменНИИГипрогаз, ВНИПИгаздобыча, осуществляет тесное сотрудничество с Институтом проблем нефти и газа, РГУ им. И.М.Губкина, зарубежными институтами и компаниями. Кроме этого, активно работают непосредственно в районах добычи внедренческие научно-технические центры  Уренгойгазпрома, Ямабурггаздобычи, Надымгазпрома, которые ежегодно осуществляют разработку и внедрение десятков научных тем и изобретений с годовым экономическим эффектом на сотни млн руб. Многие разработки отмечены правительственными премиями и медалями.

Новейшим направлением инновационной деятельности ОАО «Газпром» является строительство платформ при освоении шельфовой зоны Ямала. По нашему мнению, именно здесь необходимо задействовать научный и промышленный потенциал УрФО в  создании этих уникальных конструкций и тем самым минимизировать привлечение для реализации этой цели иностранных компаний.

Необходимо отметить инновационную деятельность ведущих нефтяных компаний региона, таких как: ОАО «Сибнефть-ННГ», «Роснефть-ПНГ», ОАО «РИТЭК» и др. Их деятельность в основном направлена на увеличение нефтеотдачи пластов, которая в основном осуществляется с применением современных технологий зарубежных нефтегазодобывающих компаний Франции, США, Канады и Норвегии. Такая политика компаний несомненно приносит заметные результаты (в среднем отдача одной скважины увеличилась на 25 тонн в сутки), но, прямо скажем, не способствует развитию отечественных технологий и разработок. На наш взгляд, государство просто обязано создать условия при которых отечественная наука и технологии могли бы успешно конкурировать и быть востребованными на международном рынке технологий и наукоемкой продукции. Это трудный путь, но стратегически абсолютно правильный и справедливый.

Имея такой огромный ресурсный потенциал на Ямале, научный потенциал Урала и России, считаем, что у нас есть все возможности уже сегодня начать активную работу в создании собственных отечественных технологий в области углублённой переработки углеводородного сырья,  сжижения природного газа и переработки газа в жидкое синтетическое топливо, продукты нефте-  и газохимии. Реализация данного направления имеет огромный мультипликативный эффект по развитию различных отраслей экономики, решает задачи утилизации попутного нефтяного газа, использования низконапорного газа, в огромных объемах остающегося в недрах месторождений, которые уже сегодня перешли в стадию падающей добычи. Очевидно, что выгоднее продавать продукты с повышенной стоимостью, а не сырьё.

Кроме проблем в нефтегазовой отрасли с учетом затратного механизма проживания в экстремальных климатических условиях на Ямале востребован научный потенциал в области медицины, сельского хозяйства, стройиндустрии, энергетики, ЖКХ, транспорта и связи.

Для того, чтобы понять все имеющиеся инновационные возможности в целях их практического применения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поддерживаем идею создания информационного банка данных по патентам, имеющимся технологиям, научным разработкам УрФО, России, да и мира в целом. Такой подход уже сегодня позволит перевести результаты нашего совещания непосредственно в практическую плоскость.

Банк данных УрФО по инновациям – это основа, которую необходимо закладывать для создания системной работы по реализации инновационной политики.

Как уже отмечалось, в  комплекс первоочередных мероприятий данной системы должны войти: подготовка инновационного менеджмента, ориентированного на потребности органов государственной власти, предприятий и организаций; создание или поддержка уже существующих внедренческих центров; организация венчурных фондов; а также биржи инноваций. 

Результатом данной работы на первом этапе должна быть комплексная программа по развитию инноваций, как элемента общероссийской системы, которая учтет все возможности, потенциал, механизмы реализации и источники дальнейшего финансирования.

         Необходимо ускорить доработку законодательства, касающегося научной деятельности. Я вхожу в рабочую группу Минэкономразвития по вопросам районирования РФ. ЯНАО отнесён к категории регионов Крайнего Севера и Арктики. По результатам этой работы границы Арктики и Крайнего Севера значительно перемещены  в сторону Полярного круга. Понимая значимость этого, АО на протяжении многих лет оказывает практически полную техническую и финансовую поддержку единственному в России НИИ медицинских проблем Крайнего Севера РАМН, ведущему уникальные исследования.
 

 

           


19.07.05

 Рейтинг ресурсов