Рекомендации
III ОКРУЖНОЙ инновационной конференции
«Региональные аспекты научно-технической политики:
от фундаментальных исследований до реализации инноваций»
I. По формированию в УрФО базовых элементов инновационной индустрии как части отечественной инновационной системы:
1.1. Считать необходимым построение инновационной системы в Уральском федеральном округе как интегрированной среды для осуществления и активизации в регионах округа инновационных процессов в качестве составной части элемента отечественной инновационной системы.
1.2. Рекомендовать создание на базе Большого Евразийского университета научно-образовательного и инновационного комплекса УрФО.
1.3. Предусмотреть разработку и реализацию методов оценки инновационного потенциала субъектов инновационной деятельности и определения индикаторов инновационного развития экономики регионов.
1.4. В целях совершенствования нормативно - правовой базы для реализации инновационной политики государства:
- внести на рассмотрение Президента Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации предложения по изменению Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации по формированию и реализации государственной научно-технической политики, включая полномочия по поддержке, в том числе финансовой, организаций научно-технической сферы всех без исключения форм собственности расположенных на территории субъектов Российской Федерации;
- обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с просьбой ускорить доработку и принятие Федерального закона «Об инновационной политике в Российской Федерации», разработать и принять Федеральный закон «Об интеллектуальной собственности»;.
- подготовить и передать Президенту Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предложения по совершенствованию экономических методов государственного стимулирования инновационной активности предприятий (системы льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, протекционистских мер по поддержке отечественных производителей высокотехнологичной и импортозамещающей продукции, иных мер поддержки).
- передать в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам развития наукоградов;
- обратиться в Государственную Думу Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложением по совершенствованию механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, в том числе возвращению к практике взимания с компаний нефтегазового и горнопромышленного комплекса налога на восстановление минерально-сырьевой базы.
1.5. В целях сохранения инновационного потенциала ликвидируемых наукоемких предприятий Совету по научно-технической политике и инновационной деятельности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе разработать и внести в законодательные органы Российской Федерации предложения по изменению процедуры их банкротства.
1.6. Активизировать работу по организации в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, региональных и отраслевых венчурных фондов.
1.7. Одобрить опыт Свердловской, Челябинской и Курганской областей по поддержке научно-технической и инновационной деятельности; рекомендовать субъектам Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, расширить практику региональных государственных заказов на НИОКР, грантовой поддержки научных исследований, проведения региональных конкурсов РФФИ и РГНФ, региональных премий и стипендий в сфере науки и техники, а также менеджмента.
1.8. Считать необходимым разработку механизмов инвестирования крупных и системообразующих инновационных проектов, позволяющих выйти на новый уровень промышленного производства и качества жизни, определяющих экономическую безопасность страны, при поддержке государства или под гарантию государства.
1.9. Обратить внимание Российского союза научных и инженерных организаций на необходимость укрепления руководства Уральского Дома науки и техники и создания на его базе с использованием всего комплекса помещений Окружного научно-инженерного центра для ведения начинающими компаниями прибыльной инновационной деятельности.
II. По повышению эффективности использования накопленного в субъектах Федерации УрФО научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала:
2.1. Одобрить идею создания в Уральском федеральном округе постоянно действующего специализированного органа по мониторингу и координации инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, - Окружного информационно-маркетингового центра; поручить Совету по научно-технической политике и инновационной деятельности при полномочном представителе Президента РФ в УрФО проработать организационную сторону этого вопроса.
2.2. Информационно-маркетинговому центру УрФО провести инвентаризацию и оценку эффективности деятельности объектов инновационной инфраструктуры, расположенных в Уральском федеральном округе, создать информационно-аналитическую базу о результатах перспективных для практики исследований и разработок академических и отраслевых институтов.
2.3. Расширить практику формирования объектов инновационной инфраструктуры на базе научных организаций федерального округа; поддержать инициативу создания совместного Научно-внедренческого центра на базе организаций академической и отраслевой науки Свердловской области.
2.4. Осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности взаимодействия основных секторов единого сырьевого и промышленного комплекса Уральского федерального округа: минерально-сырьевых отраслей, металлургии, машиностроения, топливно-энергетического комплекса ( в том числе развитие ядерной энергетики на быстрых нейтронах), для создания национальной инновационной индустрии.
Одобрить идею создания в Уральском федеральном округе ассоциативного объединения крупнейших предприятий ТЭК, металлургии, машиностроения и научных учреждений для координации деятельности по производству современной промышленной продукции для нефтегазового и металлургического комплексов на машиностроительных заводах федерального округа.
2.5. В целях подготовки молодых научных кадров по перспективным для региона направлениям шире использовать опыт создания в Уральском федеральном округе учебно-научных инновационных комплексов.
2.6. Выйти в Правительство Российской Федерации с предложением
о проведении эксперимента по отработке моделей наукоградов на базе территорий Уральского
федерального округа с высоким научно-техническим потенциалом.
19.07.05