ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.И. Болтнев
Департамент экономического развития и инвестиций правительства Курганской области,
г. Курган
Курс на инновационное развитие является важнейшей предпосылкой создания конкурентоспособной экономики и благосостояния населения. При этом функцией органов власти является создание условий для привлечения инвестиций в инновационное развитие субъектов хозяйственной деятельности, содействие в формировании инфраструктуры инновационной деятельности, определение принципов, форм и механизмов государственной поддержки фундаментальных исследований.
Инновационная сфера — особый сектор экономики, для которой характерно то, что она является промежуточным звеном между наукой и производством и представляется особо рискованной областью инвестиций с длительным периодом вложений.
Эти особенности в России породили главную проблему инновационной сферы – противоречие между возрастающей потребностью в инновациях и существующими организационно-экономическими отношениями. Так экономические отношения, основанные на коммерциализации, с одной стороны, ускорили процесс реализации экономически выгодных инноваций, а с другой – усложнили переход в производство принципиально новых научных достижений, экономический эффект которых на данный момент не столь очевиден.
Практика показывает, что западные методы преодоления высокого риска вложений в инновации через венчурный капитал в России не работают из-за неразвитости фондового рынка. Отсюда один путь: разделение риска между государством и субъектами хозяйствования. Сблизить науку и производство, сократить сроки внедрения инноваций можно различными методами, среди которых особое место занимает сетевой метод или, как его часто называют, «метод кластеризации».
Процесс кластеризации начал осуществляться в Европе с 1992 г. Так, проведенная в этом направлении работа в Дании, которая сравнима с Курганской областью по территории и высокому удельному весу сельскохозяйственного сектора, вывела ее в мировые лидеры по кластеризации, где сегодня функционирует 29 ведущих кластеров.
Современные мотивы создания региональных комплексов, т.е. кластеров сводятся к следующему:
- повышение экономической активности депрессивных регионов;
- повышение уровня городских экономик;
- развитие отраслей высоких технологий (технополисов);
- поддержание экспорта;
- подготовка высококвалифицированных специалистов узкой специализации.
Изучение европейского опыта создания кластеров позволяет говорить о потенциальных возможностях создания следующих кластеров в Курганской области:
- разработка и внедрение в практику медицинских технологий на базе Российского научного центра "Восстановительная травматология и ортопедия" им. акад. Г.А. Илизарова, Областного кардиоцентра, Центра гастроэнтерологии, оказание медицинских и реабилитационных услуг через систему медицинских учреждений и здравниц Зауралья;
- разработка, совершенствование и внедрение новых технологий в практику сельскохозяйственного производства на базе Курганского научно-исследовательского института сельского хозяйства, Курганской государственной сельскохозяйственной академии, ЗАО "Картофель", ОПХ "Садовое"; ЗАО "Кургансемена";
- технологическое обновление машиностроительного комплекса на базе отдела механики транспортных машин Института машиноведения УрО РАН, Курганского государственного университета и крупных промышленных предприятий Курганской области.
Однако для полной реализации программ по организации кластеров в нашей стране необходимо создание основ нормативно-правовой базы инновационной деятельности. В первую очередь, речь идет о принятии федерального закона об инновационной деятельности, нормативно-правовых документов о защите авторских прав на интеллектуальную собственность и государственной поддержке научной и научно-технической деятельности.
Полагаю,
что при определении форм территориальной организации инновационной деятельности
в Уральском федеральном округе необходимо учитывать специфику регионального потенциала
с учетом процессов глобализации экономики и ориентации на развитие человеческого
потенциала.
19.07.05