ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В ЭКОНОМИКЕ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА
В.И. Ефименков, Е.В. Пилипенко
Курганский филиал Института экономики УрО РАН, г. Курган
Необходимость изменения приоритетов развития экономики страны, перехода ее на инновационные рельсы развития является предметом обсуждения и ученых, и представителей органов власти всех уровней. Особенно этот подход актуален для дотационных регионов, не обладающих собственной сырьевой базой.
Для решения непростой задачи перехода на инновационный путь развития Курганская область обладает необходимыми условиями, как то: инвестиционным потенциалом, прогрессивной структурой промышленности, отвечающей требованиям научно-технического прогресса, необходимым научным сопровождением, возможно, даже в большей степени, чем остальные области Уральского экономического района (УЭР).
В Курганской области наукоемкие отрасли промышленности значительно лучше, чем в соседних областях, выдержали удар, нанесенный реформами. Так, если в УЭР доля наукоемких отраслей сократилась в 2,8 раза, то в Курганской области она возросла с 41,9 до 47,4%. Выделяется Курганская область и при сравнении доли социально ориентированных отраслей промышленности. В промышленном комплексе Курганской области они занимают 31,1 %, тогда как в промышленном комплексе УЭР только 10%. Если в среднем по России величина инновационных затрат в промышленности в 2001 г. составила лишь 1,4% от общего объема продукции промышленности, в Курганской области эти затраты составили 3,5% по отношению к общему объему промышленной продукции инновационно-активных организаций области, т.е. в 2,5 раза больше среднероссийского значения.
Это объясняется тем, что структура промышленности дотационной Курганской области в больше мере отвечает современным требованиям научно-технического прогресса, чем в других регионах Уральского федерального округа. Достаточно отметить, что в области доля продукции наукоемких и социальноориентированных отраслей промышленности составляет более 70%, тогда как в других регионах она не достигает и 40%. Например, удельный вес продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли в Курганской области составляет около 50% в общем объеме промышленной продукции, в УрФО – 8%; доля пищевой промышленности в области составляет 12%, в округе – 3%. Особо важно отметить, что доля вновь созданной продукции в ВРП Курганской области составляет 72%, в целом в округе этот показатель на порядок ниже. Иными словами, сформированная отраслевая структура экономики Курганской области, нацеленная на снижение доли сырьевого и материалопроизводящего комплексов при одновременном увеличении объемов и доли продукции обрабатывающих отраслей, а также отраслей потребительского комплекса, существенно расширяет возможность формирования инновационно ориентированной стратегии развития области.
К сожалению, имеющиеся возможности используются крайне слабо. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в нашей области ниже в 3,8 раза среднероссийского значения (2,1 тыс. руб. и 7,9 тыс. руб. соответственно) и в 77,7 раза в сравнении с Ямало-Ненецким автономным округом (163,2 тыс. руб.).
Из затрат на исследования и разработки в России всего 14% приходится на фундаментальную науку. Для Курганской области этот показатель ниже почти в 3 раза (5%). Для сохранения научного потенциала, повышения конкурентоспособности экономики этого явно недостаточно.
Для стимулирования развития инновационной деятельности необходимо реализовать следующие меры:
- освободить прибыль, направляемую на внедрение новых технологий, финансирование исследований и разработок, от налогообложения;
- применять методы ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов, что способствовало бы наращиванию объемов собственных и заказных исследований и разработок, приобретению новых объектов промышленной собственности и т.д.;
- создать систему государственного и частного страхования (возможно частичного) инвестиций в сферу инновационной деятельности, поддерживать страховые компании, принимающие на себя кредитные риски, связанные с освоением инновационной продукции;
- способствовать созданию и развитию малых фирм, обеспечивающих разработку и передачу новых технологий, в том числе путем предоставления им стартового капитала;
- организовать центры трансфера технологий для НИИ, вузов и бесприбыльного
сектора науки.
19.07.05