эколого-экономические аспекты научно-технической политики

 

С.А. Суркова

Курганский филиал Института экономики УрО РАН, г. Курган

 

 

         Если рассмотреть структуру экономики России в виде слоистой пирамиды, где в основании находятся природоэксплуатирующие отрасли (добыча полезных ископаемых, сельское, лесное хозяйство и пр.), а в более высоких слоях – отрасли переработки, информатика, наука и пр., то сейчас наблюдается «расползание» пирамиды, увеличение ее основания. Тяжелое основание пирамиды давит на современную экономическую ситуацию, что отражается в росте удельного веса в производстве и инвестициях экономики природоэксплуатирующих отраслей (прежде всего, топливно-энергетического комплекса) при сокращении удельного веса прогрессивных наукоемких отраслей. Так, при общем спаде промышленного производства с 1990 года более чем на 50% выпуск продукции машиностроения, химических отраслей сократился на 60-70%, а наукоемкой высокотехнологичной продукции на 90%.

            Отражением этой ситуации стал рост энергоемкости экономических показателей (по некоторым оценкам на треть). Это означает, что для достижения конечных результатов в экономике приходится затрачивать значительно больше нефти, газа, угля, электроэнергии. Соответственно, это ведет к исчерпанию природных ресурсов и нагрузке на природу. Таким образом, экономика с увеличением удельного веса природоэксплуатирующих отраслей становится гораздо «расточительнее» и «грязнее».

            Очевидно, что дело не только в объемах использования природных ресурсов, но и в экономических структурах их использующих. При сохранении инерционных и техногенных тенденций в экономике обществу не хватит природных ресурсов для поддержания сложившегося типа развития. Необходима новая система взглядов, новая идеология.

            В литературе традиционное эколого-экономическое мышление описывается моделью «черного ящика» (при этом под «черным ящиком» подразумевается экономика). На вход «черного ящика» подаются природные ресурсы, а в качестве выхода берутся конечная продукция и разного рода загрязнения, отходы и т.д.

            По традиционной логике при нехватке произведенной продукции очевидна необходимость подачи на вход больше природных ресурсов. Причем, функционирование внутри «черного ящика» при этом не рассматривается. Борьба же с загрязнением, отходами на выходе «черного ящика» представляет собой борьбу со следствием техногенного экономического развития.

            Для решения экологических проблем при формировании нового типа экономического развития следует оценить и скорректировать эффективность функционирования экономических структур с экологических позиций, т.е. «забраться» внутрь «черного ящика». Необходимо при этом понять причины природоемкости экономики и бороться с ними, а не со следствием. Такая перестройка, по нашему мнению, позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг и снизить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах. Согласно мнения ряда ученых, структурно-технологическая рационализация экономики позволит высвободить 20-30% используемых сейчас неэффективно природных ресурсов при увеличении конечных результатов.

            При этом под «нормальным» уровнем потребления природных ресурсов (РН) понимается потребление в условиях рациональных экономических структур, ориентирующихся на конечный результат, эффективное использование ресурсов, наличие прогрессивных технологических процессов и пр. «Структурное» перепотребление природных ресурсов (РС) происходит при нерациональных экономических структурах, диспропорции в развитии природоэксплуатирующих отраслей, ориентации на промежуточные результаты, отсутствии стимулов для экономии ресурсов и пр.

Сравнение природоемкости российской экономики и экономики развитых стран дают довольно показательные результаты. Так, по затратам лесных ресурсов на единицу производства некоторых видов конечной продукции Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз, а удельные энергетические затраты в России в 2-3 раза превосходят затраты других стран.

            Данные показатели можно интерпретировать следующим образом. Структура показателя производственного потребления лесных ресурсов (РО) состоит на 17-25% из «нормального» производственного потребления (РН) и на 75-83% «структурного» перепотребления (РС). Структура же показателя общего потребления энергетических ресурсов состоит на 25-33% из «нормального» потребления и на 67-75% «структурного» перепотребления.

Самым важным в новом подходе нам видится ориентация на конечные результаты в природно-продуктовой вертикали, когда потребитель заинтересован в интенсивном, а не в экстенсивном использовании природных ресурсов. Суть такого изменения состоит в снижении роста и объемов производства природоэксплуатирующих и ресурсодобывающих отраслей в пользу ресурсосберегающих, технологически инновационных отраслей и производств.
 

 


19.07.05

 Рейтинг ресурсов