ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

Д.Б. Шульгин

Институт инноватики и маркетинга УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург

 

 

Инновационная технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные (монопольные) права на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и др.) или если технология — предмет «ноу-хау», что также является предметом правовой охраны.

Практически право интеллектуальной собственности (ИС) выступает своего рода упаковкой технологии или правовым инструментом ее трансфера. Кроме того в ряде случаев объекты ИС могут обладать и определенной самостоятельностью как рыночный товар и как актив предприятия, повышающий его инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость.

Основные участники рынка. Мировой опыт инновационной деятельности свидетельствует о том, что объекты ИС могут быть созданы и выведены на рынок практически любым из участников рынка ИС. Вместе с тем, как правило, основными субъектами рынка, в которых создаются объекты ИС, являются научно-исследовательские организации, академические институты, университеты и малые инновационные предприятия. Потребителями (покупателями) объектов интеллектуальной собственности являются малые инновационные предприятия, крупные и средние промышленные предприятия и крупные компании. Последние образуют "вторичный рынок" объектов ИС, которые в большинстве случаев могут быть приобретены этими субъектами у исследовательских организаций, либо созданы их инновационными подразделениями (что наиболее характерно, в основном, для крупных компаний). Для этого сегмента рынка объектов ИС характерно также преобладание средств индивидуализации — товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товара.

Активность рынка ИС определяется активностью каждого из участников (наличием спроса и предложения). С одной стороны, исследовательские организации должны уметь создавать и предлагать к продаже востребованные рынком технологии (объекты ИС), а с другой стороны, бизнес должен быть заинтересован в их приобретении в легитимных формах. Иными словами, для формирования рынка ИС необходимо обеспечить условия, стимулирующие введение ИС в хозяйственный оборот и развивать соответствующую инфраструктуру поддержки.

Инфраструктура. В настоящее время вопросами охраны, экспертизы, оценки объектов ИС, а также подготовкой специалистов инновационной деятельности в Свердловской области занимаются более 20 оценочных и экспертных организаций, 5 образовательных структур, более 10 консалтинговых и юридических компаний, специализирующихся в сфере ИС, а также ряд бизнес-инкубаторов, "Технопарков и финансовых фондов. В 2001 г. в Свердловской области создан первый Уральский венчурный фонд, а с 2003 г. инновационные предприятия Уральского региона принимают активное участие в программе "Старт", финансируемой Фондом поддержки развития малых форм предпринимательства. С 2001 г. в Уральском государственном техническом университете – УПИ проходят обучение специалисты предприятий региона по программам повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности.

Региональная политика. Основным приоритетом региональной политики в сфере ИС должно являться создание благоприятной правовой и экономической среды для всех участников рынка технологий, в том числе:

•  передача прав на использование объектов ИС, созданных за счет средств государственного бюджета, организации-разработчику;

•  создание эффективной инвестиционной среды (в том числе системы венчурного финансирования) для развития инновационного сектора экономики региона;

•  координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки в сферах повышения информированности населения в вопросах интеллектуальной собственности, подготовки кадров, а также оказания экспертных, оценочных и консалтинговых услуг;

•  ликвидация "правового нигилизма" (повышение уверенности в правовой защите). Предприниматели должны поверить в то, что государство защитит данные им исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в случае их нарушения.
 

 


19.07.05

 Рейтинг ресурсов