ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ «ПОБОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
(НА ПРИМЕРЕ РЕНТГЕНОКОНТРАСТНЫХ СРЕДСТВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ)
М. Г. Зуев1, Л. П. Ларионов2, А. А. Баталов2
1Институт химии твердого тела УрО РАН,
2Уральская государственная медицинская академия, г Екатеринбург
В ХХ веке стало ясно, что рождение открытий и изобретений и их воплощение в материальные конструкции и технологии нельзя объяснить с позиций только гносеологии и психологии. Здесь действуют и закономерности, изучаемые социологией, политологией и др. науками. С позиций системного подхода понятно также, что есть закономерности, действующие и на биологическом, на социальном уровне. К числу таковых, по нашему мнению, следует отнести получившее заслуженное признание в науке положение о том, что всякая инновация при ее внедрении обязательно выдает больший или меньший "побочный продукт" ("побочный эффект"), который при всей тщательности и добросовестности не могли предусмотреть и просчитать изобретатели и разработчики. В сфере естествознания, например, в области медицины, эта закономерность зафиксирована давно: нет такого лекарства, которое не давало бы "побочных", в большинстве случаев непредвиденных и, к сожалению, как правило, плохих последствий. По нашему мнению, об этой закономерности следует постоянно помнить не только естествоиспытателям, но и организаторам науки, правительственным и другим учреждениям, формирующим или поддерживающим заказы на исследования и конструкторские разработки.
На макросоциальном уровне эта закономерность отслежена не только учеными или журналистами, но и населением. Всем ясно, например, что "Солидарность" Польши, "Саюдис" Литвы, "Перестройка" России и т.п. принесли результат едва ли не прямо противоположный замыслам их инициаторов.
Но на микросоциальном уровне, в частности, в области инновационной научно-технической политики, эта закономерность скорее всего оценена недостаточно. На данный момент институциализировалось немало социальных форм проведения этой политики: фонд РФФИ (и другие общероссийские фонды), НИИ, вузы, частные фирмы, региональные фонды стимулирования науки, индивидуальные спонсоры и т.д. Трезвая оценка эффективности этих социальных форм, требует честно признать, что каждая из них не только "продвигает" открытие или изобретение в жизнь, но и без злого умысла часто тормозит его. Причин здесь множество: столкновение ведомственных интересов или личных амбиций рецензентов, соперничество научных школ центра и регионов, сложности организации экспертной оценки междисциплинарных исследований и т.д. Отсюда следует, что, во-первых, идеальной формы инновационной политики нет, во-вторых, их должно быть много, в-третьих, при создании новой формы этой политики надо постоянно помнить девиз медицины "не навреди!"
Убедительной демонстрацией действия указанной закономерности может служить, на наш взгляд, разработка, изучение и внедрение в практику новых фармакологических и диагностических средств. Создав рентгенодиагностическое средство и изучив его в эксперименте на лабораторных животных согласно требованиям государственного Фармакологического комитета по определению острой, хронической токсичности, безопасности в применении и его рентгеноконтрастных свойств, и убедившись в перспективности его использования в рентгенодиагностике, мы столкнулись с необходимостью получить разрешение Фармкомитета на клинические испытания. Однако это требует достаточно больших материальных вложений, которых у разработчиков нет. В то же время при положительном решении вопроса о материальных вложениях необходимо будет пройти несколько фаз клинических испытаний.
I-я фаза клинических испытаний – это первый шаг проведения тестирования нового лекарственного диагностического средства на людях. Она позволит установить перспективность, безопасность и выраженность рентгеноконтрастных свойств изучаемого средства.
Главной целью II-ой фазы является доказательство клинико-диагностической способности вещества при испытании уже на группе пациентов.
На III-ей фазе клинических исследований предлагаемого РКС нового поколения осуществляется на больших группах пациентов.
Клинические испытания IV-ой фазы проводятся только после получения одобрения регулирующими органами по эффективности и перспективности препарата, которое нередко характеризуется как постмаркетинговое исследование.
Таким образом, представленная работа по получению
и изучению отечественного рентгеноконтрастного средства нового поколения требует
дальнейших исследований в условиях клиники с определенным вложением материальных
средств для внедрения его в Российское здравоохранение.
19.07.05