Новая стратегия управления качеством образовательных услуг
в медицинском вузе
А.А. Стадников, В.И. Козлова
ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава России»,
г. Оренбург
Сегодня отечественный вуз должен признать свое положение как «субъект» рынка, основным средством обеспечения жизнедеятельности и развития которого являются повышение качества образовательных услуг, ориентация системы управления на менеджмент качества. В Оренбургской государственной медицинской академии для улучшения качества базового и последипломного профессионального образования разработана и реализуется внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов (одобрена Министерством образования России, приказ 566 от 11.02.2004).
Стержневой частью данной системы, базирующейся на Государственном образовательном стандарте, квалификационных характеристиках и запросах потребителей, является научно-педагогическая экспертиза в режиме самоуправления (самоанализа, самоконтроля, самооценки). Особую значимость в системе обеспечения качества подготовки специалистов имеют экспериментальные оценки в образовании, которые позволяют принять верное управленческое решение. С другой стороны, диагностическая оценка фактических результатов обеспечивает эффективную корректировку учебно-воспитательного процесса, поведения и деятельность всех его участников.
Квалиметрический мониторинг включает: систематическую процедуру сбора и анализа информации об организации учебного процесса; осуществление обратной связи; оценку степени и причин уклонений от Государственного образовательного стандарта; анализ запросов работодателей и влияний вуза на общество.
Для проведения оценки используются критерии, разработанные правительством России. Первая группа критериев характеризует как вуз добивается результатов в области качества образовательных услуг (роль руководства, планирование, использование потенциала ППС, рациональное использование материальных ресурсов, управление технологиями обучения).
Вторая группа — характеризует что достигнуто вузом (удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов, удовлетворенность ППС своей работой, результаты работы). В своей совокупности учитываются позитивные тенденции и стабильность хороших результатов, сравнение значений показателей с другими вузами.
В настоящее время в академии осуществляется пересмотр и корректировка сложившейся инновационной системы, исходя из принципов Болонской конвенции (1999, 2000 гг.).
В этой связи считаем, что Болонская декларация как универсальная система не отражает
в полной мере спецификации высшего медицинского профессионального образования, и
в связи с этим требуется дополнительный вектор продвижения в рамках концепции развития
в соответствии с требованиями и специфичностью медицинского образования, что несомненно
требует напряженной работы профессорско-преподавательских кадров медицинских
вузов России.
19.07.05