БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ С АЭРОСТАТИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКОЙ САМОЛЕТ

КАК НОВЫЙ КЛАСС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В РЕШЕНИИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ РФ

 

А.И. Филимонов

ОАО «Тюменьэкотранс», г. Тюмень

 

 

Постановка задачи – создание воздушного транспортного средства для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов и освоение месторождений в труднодоступных регионах Восточной России.

Анализ известных ЛА: самолетов, вертолетов, дирижаблей и других воздушных транспортных средств для выполнения указанной задачи показывает, что они малоэффективны, так как самолет требует аэродром, вертолет имеет ограниченную дальность, относительно небольшую массу перевозимого груза (не более 20 тонн) и высокую стоимость перевозки, дирижабль – ограничения по погодным условиям и безопасности полетов, ему необходима также сложная и дорогостоящая инфраструктура обслуживания.

Проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью обоснования концепции воздушного транспортного средства – безаэродромного с аэростатической разгрузкой самолета (БАРС) (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет (БАРС)

 

В указанном транспортном средстве решены проблемы и недостатки известных ЛА. Подтверждена эксплуатация с неподготовленных взлетно-посадочных площадок – озеро, река, болото, поле; обоснована независимость от погодных условий при автономном базировании и высокой безопасности полета.

Достигнуты высокие летно-технические характеристики на основе трубных, стендовых и летных испытаний: аппарат имеет в полете лобовое сопротивление сравнимое с обычным самолетом, имеет также необходимую устойчивость и управляемость на всех режимах полета, высокие взлетно-посадочные характеристики с применением шасси на воздушной подушке.

Существуют проблемы России, которые не могут быть решены с необходимой и достаточной эффективностью имеющимися транспортными и технологическими средствами. К таким проблемам относятся, например:

·        тушение глобальных  лесных и техногенных пожаров;

·        утилизация попутного нефтяного газа;

·        доставка грузов в труднодоступные регионы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;

·        снижение затрат, исключение неоправданных человеческих жертв при ликвидации последствий землетрясений, наводнений, смерчей, ураганов, техногенных катастроф;

·        охрана южных границ, борьба с терроризмом и др.

Решают указанные проблемы в полной мере и с высокой эффективностью воздушные транспортно-технологические комплексы (ВТТК) на базе БАРСа (рис. 2), например:

·        «БАРС – бортовая дождевальная установка»;

·        «БАРС – установка по сжижению попутного нефтяного газа»;

·        «БАРС – мобильная грузовая платформа».

 

 

Рис.2. Воздушный транспортно-технологический комплекс «БАРС - мобильная грузовая платформа»

 

При этом транспортная эффективность БАРСа по весовой отдаче в 2…3 раза, а по удельной производительности в 1,5…3 раза выше в сравнении с транспортными грузовыми самолетами-аналогами (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Удельная производительность БАРСа в сравнении с самолетами-аналогами

 

Что касается реализации проекта  БАРС, ВТТК, то, как показывает анализ, наиболее близким по технологии изготовления БАРСа и в целом ВТТК является аэрокосмический комплекс РФ. Владение технологиями изготовления  из композиционных материалов, а также универсальными системами управления позволит ему в кооперации с авиационными КБ, НИИ и другими отраслями в течение 3-5 лет реализовать проект БАРС и ВТТК.

 

 


19.07.05

 Рейтинг ресурсов