НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАУКИ РОССИИ
Л.Ф. Шайбакова, Н.И. Костромина
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
В соответствии с Основами политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (№ Пр-576 от 30 марта 2002 г.) Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности в РФ» и Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 5 августа 2003 г. № 1163-р, Министерством промышленности, науки и технологий РФ были подготовлены предложения по реформированию государственного сектора науки.
Предлагаемые подходы к реформированию сводятся к тому, чтобы объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня, обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер, акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.
В результате реформирования предполагается, что научные организации академий наук, имеющих государственный статус (1 блок), научные организации, учрежденные министерствами и ведомствами – ГНЦ и другие профильные организации (2 блок) и наука системы образования (3 блок) составят основные сегменты государственного сектора науки.
В состав первого блока должны войти научные организации фундаментального профиля по естественным и гуманитарным направлениям и научные организации с преимущественно коммерческим характером деятельности, осуществляющие потенциально коммерциализуемые НИОКР и обеспечивающие условия для динамичного доведения результатов фундаментальных научных исследований до рыночного продукта. Реструктуризация академического сектора науки направлена на обеспечение более тесного взаимодействия в цепи «фундаментальные исследования – прикладные исследования и разработки – коммерциализуемые НИОКР – производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции (инновационная деятельность)».
Второй блок составят ведущие научные организации отраслевой науки, научно-исследовательские, конструкторские и проектно-изыскательские организации военного, двойного или специального назначения и научные организации, обеспечивающие выполнение отдельных функций, возложенных на федеральные органы исполнительной власти.
Третий блок будет состоять из науки системы образования и научной инфраструктуры (специализированные государственные научные фонды, центры коллективного пользования, научные библиотеки, издательства, музеи и т.п.), и будет являться самостоятельным сегментом государственного сектора науки.
В силу ограниченности государственных финансовых ресурсов в современной экономической ситуации приватизация части науки неизбежна. Кроме совершенствования организационной и организационно-правовой структуры государственного сектора науки, в ходе реструктуризации научно-технической сферы предполагается высвободить часть федерального имущества и незавершенных объектов. Часть получаемых в результате реализации объектов средств будет использоваться в качестве дополнительного бюджетного финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных научных организаций. Другую часть основных фондов предполагается использовать для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания инновационно-технологических центров и других объектов инфраструктуры инновационной деятельности.
Вместе с тем, реформирование госсектора науки не должно привести к чрезмерному акционированию государственных научных учреждений, поэтому необходим тщательный анализ эффективности деятельности всех действующих государственных научных организаций. Оценка всех уровней эффективности деятельности необходима для выявления и устранения причин, которые не позволяют государственным организациям и научным центрам, имеющим в штате тысячи научных сотрудников с десятками тысяч изобретений, пробиться на мировой рынок высоких технологий. Комплексная оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности государственного сектора науки должна позволить принять решение о том, какая часть сектора науки останется под покровительством государства и какая будет самостоятельно функционировать в любых организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
В связи с отсутствием общепринятой методики оценки эффективности научной, научно-технической
и инновационной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования проблема
оценки результативности госсектора науки в настоящее время стоит очень остро. Предпринимаются
отдельные попытки оценочной деятельности, но они, как правило, сводятся к оценке
потенциала, а не результатов. Острая необходимость разрешения данной проблемы обусловила
формирование государственного заказа на разработку соответствующей методики, размещенную
Министерством образования и науки РФ на конкурсной основе в Уральском государственном
экономическом университете.
19.07.05