СТРАТЕГИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
С.А. Бронников
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Российские железные дороги играют ведущую роль в обеспечении пассажирских перевозок, выполняя 40% внутреннего пассажирооборота. За последние годы объем пассажирских перевозок, их материальная база претерпели существенные изменения. Прекращена поставка пассажирского подвижного состава за счет федерального бюджета, объемы его закупок значительно уменьшились, парк вагонов сократился в полтора раза, его износ составляет в среднем 50%. То есть пассажирские перевозки были и остаются нерентабельными.
Технологические процессы пассажирских перевозок неразрывно связаны с массовым обслуживанием населения. При этом требуется постоянно сохранять оптимальное соотношение между потребностью населения в перевозках и наличием транспортных средств.
В новых экономических условиях работы железнодорожного транспорта, ориентированного на коммерческую эффективность транспортной продукции и на информатизацию управления на базе маркетинговой стратегии, в пассажирском хозяйстве требуется оперативный механизм управления пассажирскими перевозками, который обеспечил бы автоматизированный сбор, обработку и выдачу в виде рекомендаций командному составу дорог всей необходимой информации для принятия решений по управлению, снижению затрат и получению дополнительных доходов.
Генеральной стратегией в области информатизации пассажирского хозяйства является развитие функций действующих систем «Экспресс-2» от уровня продажи билетов до уровня управления пассажирскими перевозками в целом по сети с поэтапным переводом дорог на новые современные технические средства системы «Экспресс-3». С 2002 г. по настоящее время данная система введена в промышленную эксплуатацию на 7 дорогах.
Основной базой такого механизма управления стали на наших и зарубежных железных дорогах электронные системы резервирования мест, где тенденция развития интенсивно идет в самых широких направлениях пассажирского хозяйства с целью достижения максимальной эффективности работы. Такими основными направлениями являются: продажа билетов во всех видах сообщений (внутреннее, межгосударственное, международное и пригородное); справочно-информационное обслуживание пассажиров; управление багажными и грузобагажными перевозками; эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов; сервисное обслуживание пассажиров, включая поездки на других видах транспорта в смешанных поездках (автобусное, морское, речное, воздушное); экономика и финансовый учет по пассажирским перевозкам, включая взаиморасчеты между дорогами, контроль доходов и расходов; управление пассажирскими перевозками в целом по сети и отдельно по дорогам с помощью автоматизированных центров управления.
С созданием современной системы начнется завершение полной автоматизации всех технологических процессов пассажирского хозяйства, что позволит:
- оперативно управлять использованием подвижного пассажирского состава с гибким изменением тарифов, подняв населенность на 10-15% (1% повышения населенности снижает эксплуатационные расходы на 55 млн. руб. в год);
- поднять культуру обслуживания пассажиров на промежуточных станциях по ходу следования поездов за счет учета конкретных номеров мест по всему маршруту следования поезда во время его движения и предоставления самого разнообразного сервиса. При этом по каждому поезду может быть получен дополнительный доход от 5 до 25 млн руб. в год, а предоставление сервисных услуг через новую систему на вокзалах, станциях, в пунктах продажи, в офисах и через сервис центры увеличит доходы дорог дополнительно на 200-300 млн руб. в год;
- создать автоматизированные диспетчерские центры управления пассажирскими перевозками на дорогах, обеспечивающие маркетинговый анализ рынка пассажирских перевозок и фирменное транспортное обслуживание пассажиров;
- завершить автоматизацию всех основных технологических процессов, включая управление багажными и грузобагажными перевозками, справочно-информационным обслуживанием пассажиров, управлением эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов, оперативным планированием и прогнозированием.
Все это позволит получать ежегодно
дополнительные доходы, составляющие в итоге около 1 млрд руб. в год, а одноразовые
расходы на оснащение всех дорог сети РФ новыми ЭВМ IBM-9672 составят порядка 500
млн руб. В свою очередь, повысится качественное удовлетворение спросам и привлекательность
железнодорожных перевозок для населения с одновременным ростом доходности и сокращением
эксплуатационных расходов.
19.07.05