АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
В современных условиях наука и технологии определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Развитые страны уже перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой является развитие экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в этих странах получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании и системах, то есть за счет активной инновационной деятельности. В России, чтобы достичь таких результатов, потребуется немало времени, средств и желания, как на федеральном, так и на местном уровне прийти к таким показателям. Для этого необходимо отдать приоритеты таким направлениям государственной политике как сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала. Одним из важнейших звеньев этой политики является инновационная деятельность.
Свердловская область уже сделала первые шаги в этом направлении. Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом технологического развития области, обязательным условием сохранения и инструментом мобилизации ее научно-технического потенциала на решение проблем региона.
Одним из основных субъектов инновационной деятельности является малое наукоемкое предприятие. Число таких предприятий в Свердловской области очень маленькое (в 2001 году – 66 предприятий), большинство из них выполняли научные исследования и разработки. Это, в основном, предприятия машиностроительного комплекса, медицинской и химической промышленности.
Основная причина низкого числа наукоемких предприятий – практически отсутствие государственной поддержки инновационной деятельности. Об этом говорит то, что всего 0,038% от общих расходов составляет доля расходов консолидированного бюджета Свердловской области на фундаментальные исследования и содействие НТП.
Одним из серьезных препятствий для развития деятельности наукоемких предприятий в области является отсутствие полноценной законодательной базы, в частности, нормативно-правовых актов, регулирующих инновационный цикл в целом.
Существует еще ряд причин: недостаток собственных ресурсов, денежных средств; высокая степень риска; низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию и т.д.
В целях финансовой поддержки деятельности наукоемких предприятий необходимо создавать органами государственной власти и органами местного самоуправления инновационные и инновационно-венчурные фонды на правах некоммерческих организаций, обеспечивающие концентрацию бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности. Фонды оказывают содействие инновационной деятельности путем предоставления кредитов, беспроцентных ссуд и краткосрочных займов. Инновационные и инновационно-венчурные фонды могут выполнять функции поручителей и гарантов по обязательствам субъектов инновационной деятельности.
Нужно разработать комплекс мер по созданию льготного режима деятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства в “стартовый” период (снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, компенсация ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений и оборудования, ускоренная амортизация и др.).
В целях привлечения к финансированию инновационной деятельности средств коммерческих банков и иных инвесторов необходимо разработать и внедрить систему гарантий и льгот, предоставляемых органами государственной власти Свердловской области отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим свои финансовые средства в перспективные инновационные проекты и программы.
В основу развития инновационной инфраструктуры Свердловской области необходимо положить создание наукоградов, технопарков, инновационно-технологических центров, которые являются “инкубаторами” инновационного бизнеса как очаги инновационной активности территорий с последующим объединением их в единую сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на территории региона и создание благоприятных условий для производства и распространения инноваций.
Реализация этих предложений обеспечит эффективную деятельность малых наукоемких
предприятий, повысит их численность и заложит прочные основы для перехода экономики
области на инновационный путь развития.
19.07.05