ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ малого инновационного бизнеса
А.А. Филипенков
Свердловский областной союз предприятий малого бизнеса, г. Екатеринбург
В основном главные проблемы для крупного и малого бизнеса одинаковы:
- серьезные пробелы в нормативно-правовом обеспечении инновационной деятельности;
- слабая восприимчивость нашей экономики к новым разработкам, неразвитость инфраструктуры;
- отсутствие на федеральном и региональном уровнях эффективной системы поддержки инновационного, венчурного предпринимательства;
- нерешенность проблем с интеллектуальной собственностью;
- отсутствие политической воли.
Наша экономика сегодня имеет четко выраженную сырьевую направленность, которая может сохраниться на долгие годы, если экономику не переориентировать на инновационный путь развития, на реализацию передовых технологий и достижений науки. Пока же кроме заявлений на самом высоком уровне о том, что «развитие науки и технологий относится к числу высших приоритетов политики Российской Федерации», конкретно мало что делается.
На второй окружной конференции в 2002 г., где обсуждались проблемы активизации государственной инновационной политики, отмечалось, М. Касьяновым дано поручение Минэкономики РФ и Минпромнауки РФ разработать меры по преодолению накопившихся проблем в инновационной сфере. Прошло два года, но мало что изменилось. Если на уровне Правительства России так выполняются поручения, то о какой государственной поддержке инновационной деятельности можно говорить.
До сих пор не Федерального закона об инновационной деятельности, нет такого закона и на региональном уровне. Но даже и те законы, которые регулируют научную и научно-техническую деятельность, не выполняются.
В Комитете по промышленной политике и природопользованию Свердловской областной Думы разработан законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Свердловской области». Нам известно, что в настоящее время он проходит согласование в Уральском институте регионального законодательства. Будем надеяться, что хотя бы на областном уровне пробел в законодательстве будет устранен и малые инновационные предприятия смогут получить государственную поддержку на областном уровне.
Инновационное развитие сдерживается отсутствием эффективных механизмов внедрения инновационных решений. По оценкам экспертов, восприимчивость российской экономики к открытиям и научным разработкам не более 5%. КПД ниже, чем у паровоза! В нашей области этот показатель не выше. Мы считаем, что необходимо сделать все, чтобы 95% открытий, изобретений и технологических разработок, которые пылятся на полках, а также все, что будет создано в будущем, было бы реализовано. Для малых предприятий особенно важно, чтобы их новации немедленно внедрялись, так как это способ получения средств для развития своего дела.
По нашему мнению, единственный путь решения проблемы — создание настоящих технопарков. На крупных предприятиях области пустуют производственные площади, простаивает оборудование, не заняты земельные участки. Предприятия терпят убытки. Правительство области своим постановлением предусматривает значительные льготы по арендной плате за землю тем предприятиям, которые организуют на своих площадях технопарки. Но пока только Уралмаш официально зарегистрировал технопарк, хотя в области десятки крупных предприятий.
Если говорить о государственной поддержке малого инновационного предпринимательства, то единственный орган, который успешно занимается этим, — Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — фонд Бортника. Мы благодарны Ивану Михайловичу за внимание, которое он оказывает малым предприятиям Среднего Урала. В 2003 г. проведен конкурс, и малые предприятия получили на развитие 35 млн руб. В этом году объем средств на проведение конкурса увеличен. И это оправдано. По данным статистики, в 2003 г. производство продукции в расчете на среднесписочного работника на малых предприятиях области в целом составило 242 тыс. руб., в машиностроении, строительстве, торговле — 230-260 тыс. руб., а на предприятиях инновационной, научно-технической сферы – 468 тыс. руб. На наш взгляд, и на региональном уровне экономически целесообразно увеличить государственную поддержку малых инновационных предприятий. Пока нет смысла говорить и о венчурном бизнесе. Нет его пока в нашей области.
Из года в год на разных совещаниях и форумах много говорится о необходимости законодательного регулирования проблем, связанных с правами на интеллектуальную собственность. Считаем, что вопрос этот стоит того, чтобы включить его в рекомендации нашей секции.
Из всех перечисленных выше проблем, без решения которых инновационная деятельность не будет существенно влиять на всю экономику страны, главная — отсутствие политической воли руководителей самого высокого уровня. Увы, заявления наших руководителей о необходимости перевести нашу экономику на инновационные рельсы нельзя принять за действенные практические меры по развитию инновационного предпринимательства в стране.
Недавно председатель Правительства России М. Фрадков опять заявил, что правительство
готово финансировать серьезные научно-технические проекты. Но где уверенность, что
это не очередное заявление, связанное с утверждением нового состава Правительства
и самого Фрадкова на должность председателя? Предлагаем обратиться от имени секции
к Правительству Российской Федерации с просьбой о принятии реальных мер, в частности
о разработке федерального закона об инновационной деятельности в Российской Федерации.
19.07.05