ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

А.В. Бухмастов

Союз машиностроительных предприятий Свердловской области,

 г. Екатеринбург

 

 

История  развития отечественного горного машиностроения начинает отсчет с начала 30-х  годов прошлого века. При этом большинство предприятий этого профиля находились в  составе угле- и нефтедобывающих ведомств. В самостоятельную отрасль горное машиностроение выделилось лишь в конце 50-х годов. В жестких условиях плановой  социалистической экономики  предприятия, проектирующие и выпускающие технику для горнодобывающих и обогатительных производств, были строго ограничены в плане использования совершенных конструкционных материалов, эффективных технологий и металлообрабатывающего оборудования. Всё это привело к тому, что в ходе рыночных реформ значительная часть продукции российских заводов  горного машиностроения оказалась неконкурентоспособной по сравнению с импортными образцами.

Стихийные попытки использовать для создания современных   горных машин высокотехнологичный и наукоемкий потенциал оборонных отраслей в большинстве своем также не увенчались успехом. Так, выпуск штанговых приводов скважинных нефтяных насосов (в простонародье названных «качалками») в конце 80-х – начале 90-х годов в рамках конверсии был организован одновременно на 12 предприятиях. В настоящее время производство этого оборудования осуществляют лишь 4 завода.

Тем не менее, благодаря грамотным управленцам, высококвалифицированным конструкторам и технологам, умелым специалистам-рабочим удалось во многом не только сохранить, но и развить производственный потенциал горного машиностроения.

Конкурентоспособные образцы отечественных горных машин, как правило, отличаются достаточно широким использованием в их конструкциях импортных материалов и комплектующих для деталей и узлов, в наибольшей степени лимитирующих надежность. Так, замена отечественных подшипников на аналоги шведской фирмы SKF позволила увеличить ресурс до капитального ремонта рудничных водоотливных установок в 1,3-1,8 раза, а шахтных вентиляторов главного проветривания – в 2,1-2,4 раза. Существенное повышение качества и снижение себестоимости машиностроительной продукции обеспечивает использование новых  технологий и современного оборудования. В условиях недостатка у предприятий собственных средств и практически полного отсутствия инвестиций, необходимых для технического перевооружения, одним из реальных путей решения может стать создание региональных специализированных технологических  центров. Успешным опытом такого направления кооперации уже имеется в Свердловской области. За последние 3 года  только в Екатеринбурге создано 4 подобных центра.

Заслуживает особого внимания и опыт Тюменской области, где нефте- и газодобывающие компании, приобретающие продукцию местных производителей, получают  компенсацию до 8% от налога на добычу полезных ископаемых. Несомненно, без использования инвестиционного потенциала горнодобывающих компаний  развитие горного машиностроения невозможно.
 

 


19.07.05

 Рейтинг ресурсов