МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
С.А. Рыльков, Б.М. Алёшин
Региональное агентство по недропользованию
по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург
Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа, как и Российской Федерации в целом, в настоящее время и обозримой перспективе в значительной мере определяется минерально-сырьевым потенциалом. Значительная доля добычи нефти России (56%) приходится на месторождения, расположенные в Ханты-Мансийском автономном округе; свыше 91% добычи газа и 12% добычи нефти — на месторождения, эксплуатируемые в Ямало-Ненецком автономном округе. Минерально-сырьевая база полезных ископаемых Уральского федерального округа, в том числе твердых, продолжает играть значительную и нередко ведущую роль в экономике Российской Федерации. Округ обеспечивает добычу в России 97% ванадия, 70% бокситов, 61% хризотил - асбеста, 25% железных руд, 22% огнеупорных глин. Рудный потенциал недр округа не исчерпан.
Ниже приводится анализ ситуации и ключевых проблем в минерально-сырьевом комплексе Уральского федерального округа.
Первый проблемный блок - необходимость сохранения производства углеводородного и рудного сырья в УрФО на достигнутом уровне. Добыча жидких углеводородов (нефть + конденсат) по УрФО, снизившись с уровня в 357,6 млн т в 1990 г. до 195,9 млн т в 1998 г., после 2000 г. стала расти: в 2001 г. – 239,6 млн т, в 2002 г. – 253,7 млн т, в 2003 г. – 267,7 млн т, на 2004 г. намечается увеличить объем до 300 млн т. Добыча природного газа в УрФО в 90-е годы характеризуется более стабильным характером. С 1991 г. (591 млрд куб.м) до 1997 г. шло снижение (до 514,7 млрд куб.м), после чего наметился и сейчас продолжается рост (до 2000 г.) – до 531 млрд куб.м, далее 2001 г. – 529,7 млрд куб.м, 2002 г. – 544,5 млрд куб.м, 2003 г. – 561,5 млрд куб.м. В 2004 г. ожидаемая добыча 570 млрд куб.м. Таким образом, наметившаяся в последние годы тенденция роста добычи нефти и газа позволяет говорить о том, что нефтегазодобывающая отрасль округа сумела переломить негативные процессы 90-х годов и теперь уверенно наращивает свои мощности.
Добыча угля и в Свердловской и в Челябинской области за период с 1994 по 2003 гг. стабильно снижалась. Так, в Свердловской области объемы ее добычи снизились с 3,2 млн т в 1994 г. до 1,2 млн т в 2002 г. В 2003 г. наметился небольшой рост в добыче (1,25 млн т). В Челябинской области отмечено снижение с 8,5 млн т в 1992 г. до 2,7 млн т в 2003 г.
В УрФО нет крупных промышленных месторождений хромовых руд. По Уральскому федеральному округу разрабатываются 4 мелких месторождения (по 2 в Свердловской и Челябинской областях). В Свердловской области добыча марганцевых руд в 2002 г. составила 21 тыс. т, в 2003 г. объемы добычи снизились до 11 тыс. т. В Челябинской области в 2002 г. добыто 87 тыс. т руды, в 2003 г. – 95 тыс.т. Разработка Рай-изской группы месторождений в ЯНАО ведется в возрастающих объемах, но пока не решает проблемы надежного обеспечения ферросплавных заводов товарными концентратами. В 1995 г. добыча меди в Свердловской области резко упала по сравнению с 1994 г. (с 46 до 19 тыс. т). Начиная с 1995 г., ее уровень постепенно увеличивался и в 2002 г. составил 48,3 тыс. т, что примерно соответствует уровню 1994 г. В 2003 г. она составила 42,6 тыс. т. В Челябинской области за последние 8 лет объем добычи медной руды увеличился с 16,2 тыс. т (в 1995 г.) до 50 тыс. т (2002 и 2003 гг.). В Свердловской области добыча никеля до 1996 г. колебалась в пределах 3-5 тыс. т в год. С 1996 по 1999 гг. ее объемы выросли до 22 тыс. т, однако к 2002 г. снова уменьшились до 7,4 тыс. т в год. В 2003 г. добыча никеля в Свердловской области составила 10,8 тыс. т. В Челябинской области с 1990 г. до 1994 г. добыча никеля составляла в среднем 2 тыс. т в год. В 1995 г. она увеличилась до 7,3 тыс. т, однако к 1999 г. снова уменьшились до 3,6 тыс. т. Начиная с 2000 г., добыча никеля растет, в 2003 г. она составила 12,0 тыс. т. В Уральском федеральном округе с 1992 по 2003 гг. стабильно снижалась среднегодовая добыча угля и богатых скарново-магнетитовых железных руд в Свердловской и Челябинской областях. Добыча меди в Свердловской и Челябинской областях, никеля, россыпного и рудного золота, наоборот, возрастала. Добыча бокситов стабилизировалась в пределах 3-3,5 млн т.
Второй проблемный блок — низкие темпы воспроизводства запасов стратегического минерального сырья. По нефти и конденсату по УрФО за последние 11 лет не достигнут баланс объемов «прирост-добыча», прирост отстает от добычи в 1,6 раза. По конденсату прирост запасов опережает добычу в 5,5 раз, что является положительным показателем. Однако значимость этого показателя по конденсату снижается из-за сравнительно небольших среднегодовых объемов добычи (до 10 млн т) в общем балансе добычи жидкого углеводородного сырья в УрФО. По природному газу темпы погашения запасов в недрах опережают прирост запасов в 2,8 раза. По углю и рудным полезным ископаемым погашение (добыча+потери) опережает прирост запасов от 2 (бокситы) до 75 раз (уголь).
Третий блок проблем связан с сокращением объемов геологоразведочных работ на все виды полезных ископаемых. Особенно сократились объемы геологоразведочных работ на проведение региональных геологосъемочных работ в Уральском федеральном округе, в первую очередь в рудных минерально-сырьевых областях: Челябинской и Свердловской.
Спад физических объемов геологоразведочных работ вследствие дефицита финансирования за счет всех источников можно проследить по резкому уменьшению объемов параметрического, поискового и разведочного бурения на нефть и газ в основных нефтегазодобывающих районах Уральского федерального округа. Так, в ЯНАО, ХМАО и в северных районах собственно Тюменской области произошло падение объемов бурения на нефть и газ по сравнению с 1990 г. с 2,2 млн пог.м до 0,6 млн пог.м в 2003 г., т.е. в 3,6 раза. Некоторый рост физических объемов геологоразведочных работ (ГРР) на нефть и газ в 2000-2001 гг., как упоминалось выше, сменился новым спадом объема производства ГРР в 2002-2003 гг. в связи с вводом в действие с 01.01.2002 изменений и дополнений в Часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и аннулированием ставок отчислений и целевого фонда ВМСБ (статья 2 Федерального Закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ). В результате в 2002-2003 гг. физические объемы буровых работ на нефть и газ в Уральском федеральном округе были снова снижены до уровня 1994-1995 гг. — наиболее сложного периода развития страны в условиях экономической реформы последнего тринадцатилетия.
Отмена с 01.01.2002 целевого фонда ВМСБ, естественно, сказалась на резком, в 14 раз, снижении удельного объема глубокого бурения на нефть и газ в УрФО, выполняемого за счет государственных средств (с 2001 г. по 2003 г. с 921 тыс. пог.м до 65 тыс. пог.м). Объемы бурения на нефть и газ за последние два года за счет собственных средств недропользователей, наоборот, как и следовало ожидать, возросли в 3,2 раза со 168 тыс. пог.м в 2001 г. до 548 тыс. пог.м в 2003 г. Однако низкие темпы роста привели к снижению общих объемов глубокого бурения на нефть и газ по УрФО в 1,8 раза, что негативно сказалось на темпах прироста разведанных запасов нефти и газа. Ещё более резкий спад физических объемов ГРР произошел в 1992-2003 гг. при геологоразведочных работах на твердые полезные ископаемые, в первую очередь в ведущих по добыче этих видов полезных ископаемых субъектах РФ: Свердловской и Челябинской областях.
С учетом вышеизложенного следует
рекомендовать МПР России, Минэкономики РФ и Минфин РФ выйти в Законодательное Собрание
Российской Федерации с законодательной инициативой разработки новой государственной
концепции финансирования геологоразведочных работ для воспроизводства минерально-сырьевой
базы России, имея в виду положительный ретроспективный опыт государственной поддержки
геологоразведочных работ 1996-2001 гг. в форме изъятия налоговых средств недропользователей
по ставкам отчислений на воспроизводство МСБ.
19.07.05