Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
B.C.
Кортов, С.В. Устелемов Уральский
государственный технический
университет – УПИ, В условиях перехода страны на инновационный путь развития особое значение приобретает создание и развитие центров инновационной активности, способных не только генерировать технические идеи, но и доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, а также кадровое обеспечение инновационной деятельности предприятий, организаций и малого наукоемкого бизнеса. Уральский государственный технический университет - УПИ является одним из крупнейших технических вузов страны. В настоящее время университет включает в себя 13 факультетов, институт дополнительного образования и профессиональной переподготовки, 23 территориальных подразделений в городах области и за ее пределами. На 136 кафедрах, в научно-исследовательских лабораториях работают более двух с половиной тысяч научно-педагогических работников. Среди них более 250 докторов наук, профессоров и свыше 1200 кандидатов наук, доцентов. За последние 5 лет образовано и реорганизовано более 20 кафедр, открыто 32 новых специальности. Принятая стратегия развития университета основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК). Возможность реорганизации университета в УНИК основана на том, что кроме традиционных направлений (учебное и научное) в УГТУ-УПИ ярко выражена инновационная составляющая. Последние десять лет университет был головным в регионе по реализации межвузовских научно-технических инновационных программ, накопил богатый опыт их осуществления, вырастил квалифицированные кадры. Здесь сформированы соответствующие инновационные структурные подразделения, функционируют технопарк и инкубатор для малых предприятий, оказывающие помощь в реализации «ноу-хау» научных разработок ученых университета. Всесторонняя интеграция УГТУ-УПИ с образовательными, научными учреждениями и промышленными предприятиями позволит УГТУ-УПИ, реорганизованному в УНИК, эффективно участвовать в развитии Екатеринбурга и Уральского региона. Основными направлениями деятельности инновационного комплекса университета являются: разработка новой техники и технологий для внедрения в хозяйственный комплекс региона и страны в целом, в том числе в социально значимых областях — медицина, экология; разработка новых технологий и методов управления социально-экономическими системами; разработка новых образовательных курсов и технологий высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в области технической, организационно-управленческой деятельности, в том числе экономики и управления инновационной деятельностью; создание инфраструктуры поддержки инновационной активности в регионе. Изучение потребностей предприятий и целевых групп населения региона позволило сформировать стратегический план развития образовательной среды университета, который предусматривает организацию непрерывной подготовки специалистов в области инноватики, в том числе по менеджменту и маркетингу инноваций, управлению инновационными проектами, управлению нематериальными активами, инновационному предпринимательству. С 2003 г. начинается подготовка специалистов по новому направлению «Управление инновациями». УНИК УГТУ-УПИ совместно с другими вузами и академическими институтами УрО РАН станет ядром территории инновационного развития (ТИР), которая включает г. Екатеринбург и технологически развитые города области. В университетах и академических институтах реализуется основная часть инновационного цикла: идея, фундаментальные и прикладные исследования, создание опытных образцов научно-технической продукции. УНИК возьмет на себя и другую важную функцию — коммерциализацию технологий и новых продуктов. Осуществлению этой функции способствует принятое Минобразовния России и подтвержденное американским фондом CRDF решение о создании на базе УГТУ-УПИ офиса трансфера технологий, который будет обслуживать образовательные и научные учреждения города и области. Преобразование ведущих
университетов России в учебно-научно-инновационные
комплексы является важнейшей
составляющей стратегии инновационного
развития России. В этом случае они, с
одной стороны, становятся
полноправными субъектами рыночной
экономики как разработчики и
поставщики объектов интеллектуальной
собственности, продукции и услуг с
новым качеством, востребованным
потребителями. С другой строны,
традиционная задача университета —
подготовка специалистов для
развивающейся экономики, получает
поддержку на базе создания
многоуровневых образовательных систем,
интегрированных в социально-экономическую
среду региона и страны в целом. |
28.07.2003.
05.08.03