Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Л.П. Ананьина
Проблема отходов производства и потребления в последние годы выдвигается на первый план среди экологических проблем муниципальных образований. Так по данным ЕМУП Спецавтобаза г. Екатеринбурга ежегодный прирост бытовых отходов за 2001 - 2003 гг. составляет 50%. Данное сообщение посвящено проблеме бытовых отходов муниципального образования «Верхняя Пышма». На территории МО «Верхняя Пышма» имеется 7 свалок промышленных и бытовых отходов. Из них: - три поселковые свалки бесхозные, не имеющие владельцев. Свалки функционировали длительное время без разрешительной документации (проект, землеотводные документы, заключения экспертов т.д.). На сегодняшний день две свалки закрыты. Рекультивация не проводилась; - две свалки твердых бытовых отходов, имеющие владельцев и всю разрешительную документацию (ЕМУП Спецавтобаза полигон «Северный» г. Екатеринбурга, ГОУП «Экология» г. Екатеринбурга). - одна свалка промышленных отходов – промплощадка (отвальное хозяйство) АО «Уралмаш» г. Екатеринбурга; - один карьер инертных отходов в г. Верхняя Пышма. В настоящее время закрыт для приема инертных отходов, находится на рекультивации. Действующие свалки на территории МО (Спецавтобаза полигон «Северный», ГОУП «Экология») эксплуатируются с нарушениями правил эксплуатации. Территория вокруг свалок захламлена. Летом из-за нарушения технологии складирования отходов свалки «горят», распространяя ядовитый дым на близлежащие поселки и коллективные сады. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ организация утилизации и переработки бытовых отходов на территории МО финансируется из местного бюджета. Действующим законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предусмотрено, что к местным налогам относится, в частности, сбор за уборку территорий населенных пунктов. Таким образом, источники финансирования мероприятий по сбору, утилизации и размещению бытовых отходов определены. Однако практика показывает, что МО не в состоянии обеспечить финансирование мероприятий по организации и содержанию мест складирования отходов, приведению их в соответствие природоохранному законодательству. Передача этих объектов коммерческим организациям решила бы проблему. Примеры такие известны, но малочисленны. Отсутствие последовательной государственной экологической политики, бесконечная реорганизация органов охраны окружающей среды на федеральном и областном уровнях, неразбериха в законодательстве по экологическим платежам лишает МО финансовой поддержки, необходимой для решения проблемы отходов. В действующем законодательстве определены контролирующие органы и установлена ответственность за нарушение законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», статей по экологическим правонарушениям Кодекса «Об административных правонарушениях», однако практика последних лет показала отсутствие должного взаимодействия между ними. Затруднена практика привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения по административному кодексу. Решением этой проблемы могло бы стать восстановление или организация Экологической милиции, наделенной соответствующими полномочиями. Частичное содержание аппарата ЭМ можно было бы предусмотреть за счет субвенции, выделяемой МО из областного бюджета на природоохранные мероприятия. Органами исполнительной власти Свердловской области проведена определенная работа по реализации федерального и областного законодательства об отходах производства и потребления. Для малых населенных пунктов разработан типовой проект полигона в целях утилизации твердых и жидких бытовых отходов. Создан ряд специализированных организаций по переработке и обезвреживанию отходов. Ежегодно проводятся выставки и конференции, позволяющие знакомиться с новыми технологиями и положительным опытом внедрения. Причиной высокой общей захламленности города, сел и поселков муниципальных образований является, на наш взгляд, отсутствие сбалансированной системы сбора, транспортировки и утилизации отходов, а также низкая культура населения, отсутствие должного контроля и ответственности. Решению
проблемы могла бы способствовать
созданная на территориях МО
сбалансированная система управления
отходами, способствующая повышению
эффективности существующей системы
управления отходами, а также
специально
созданный для этих целей орган,
обеспечивающий организационное,
информационно – аналитическое и
нормативно - правовое обеспечение
принимаемых решений. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
09.10.2003.
09.10.03