Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Б.Б. Зобнин, В.О. Черванев, А.А. Садым
Существует проблема повышения эффективности системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в г. Екатеринбурге, обусловленная малым числом стационарных наблюдательных постов Уральского отделения гидромета (количество постов в городе - 8, для сравнения: в Москве - 19, в Санкт-Петербурге около 50) и низкой оперативности получения и обработки данных (данные за прошедший день появляются в 14.00-15.00 следующего дня). Низкая оперативность получения данных не позволяет оценить время экспозиции, определяющее величину экологического риска, связанного с загрязнением атмосферного воздуха, что особенно актуально вследствие роста количества транспорта. Для Екатеринбурга > 80% общего загрязнения составляет доля загрязнения от транспортных потоков. Неудовлетворительное состояние автомагистралей в городе приводит к тому, что, кроме вредных выбросов отработавших газов, в атмосферный воздух поступает значительное количество твердых частиц. Причем вещества, выбрасываемые автотранспортом, поступают непосредственно в приземный слой атмосферы и значительно хуже рассеиваются в черте городской застройки, чем выбросы от стационарных источников, поступающие в атмосферу на большой высоте. Предлагается создать автоматизированную информационную систему, осуществляющую мониторинг состояния атмосферного воздуха с дальнейшей обработкой полученных результатов. В настоящее время отечественными производителями освоен выпуск портативных газоанализаторов, позволяющих оперативно и при относительно небольших затратах ресурсов получать данные о загрязнении атмосферного воздуха. Организуя маршрутные наблюдения, мы сможем получать данные, которые, в совокупности с данными от стационарных наблюдательных постов, позволят увидеть полную картину распределения загрязнения атмосферного воздуха по территории города. Создаваемая система предназначена для интегрального оперативного прогнозирования загрязнения атмосферного воздуха в г. Екатеринбурге на основе комплексирования всей реально имеющейся информации об источниках загрязнения и метеоусловиях, а также математического моделирования выбросов от стационарных источников и потоков автотранспорта по улицам города. Полученная информация обобщается, документируется и отображается на экологическом сайте. Стратегической целью работы является минимизация социального и экологического ущерба, обусловленного загрязнением атмосферного воздуха, и создание механизмов, способствующих уменьшению этого ущерба. Для достижения поставленных целей система должна обладать следующими функциями: •
сбор и первичная обработка
информации о загрязнении воздуха; • прогнозирование оценки риска для здоровья населения, связанного с загрязнением окружающей среды; • отображение на сайте www.e-cology.ru загрязнения воздуха по районам города; • оценка допустимости техногенных нагрузок на территорию и границ зон экологического воздействия и их прогнозируемых изменений; • выявление районов экологического неблагополучия и зон повышенной экологической опасности. Структура системы оперативного
прогнозирования состояния
атмосферного воздуха в г.
Екатеринбурге
|
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
09.10.2003.
09.10.03