Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Реформирование муниципального энергетического 
хозяйства

А.Э. Райсих


«ФИНЭКС Консалтинг»
620075 Россия, Екатеринбург, ул. Толмачева, 10, офис 607
e-mail: mail@finexcons.ru 

Общие проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Высокая изношенность основных фондов (60 – 80% по различным оценкам). Учёт амортизации основных фондов в тарифе уже не покрывает инвестиционных затрат даже для простого воспроизводства;

Технологические потери электроэнергии на существующих сетях превышают допустимые нормы и составляют около 18%. Коммерческие потери составляют в среднем 30%. Потери воды  составляют около 25%, при этом 45% потребляемой воды уже не соответствует санитарным нормам;

Высокая аварийность основных фондов и ограниченная способность эксплуатирующих организаций поддерживать технику, оборудование и коммуникации в работоспособном состоянии;

В настоящий момент отрасль является планово-убыточной.

Несоответствие квалификации большинства менеджеров эксплуатирующих организаций объему возложенной на них ответственности.

Многие предприятия ЖКХ в ущерб потребителям и партнёрам обслуживают политические и экономические интересы региональных групп влияния.   

Вывод: Одним из самых важных факторов успеха масштабных преобразований в ЖКХ является привлечение эффективных бизнес-операторов, позволяющих привлечь в отрасль инвестиции и обеспечить профессиональное высококвалифицированное управление.

Эффектность деятельности бизнес-оператора может быть обеспечена за счет:

Создания единого бизнес-оператора по управлению видами деятельности:   

теплоснабжение (выработка, передача и сбыт тепловой энергии);   

электроснабжение (передача и сбыт электрической энергии);   

водоснабжение и канализация стоков;

газоснабжение (газораспределение);

переработка мусора и уборка территорий.

Сокращения уровня административных и эксплуатационных затрат на 20-30% за счет консолидации управления активами;

Инвестиций в повышение эффективности управления и технологий (для этого важно участие в собственности и управлении объектами жилищно-коммунального хозяйства представителей инвесторов);

Проведения комплексных программ энергоаудита с целью выявления источников наибольших потерь. Результатом данных работ является инвестиционная программа. Утвержденная в регулирующих органах (РЭК, муниципальные органы власти);

Автономных источников электротеплоснабжения (экономия на транспортировке и эксплуатации);

Внедрения энергосберегающих технологий;

Внедрения автоматизированных систем учета;

Оптимизации экономически-обоснованных тарифов с целью четкого отражения операционных и инвестиционных затрат в отрасли и увеличение прозрачности механизмов ценообразования;

Управления эффективностью потребления;

Относительной независимостью менеджмента акционерной компании от региональных властей, в отличие от МУПов, что позволит обеспечить сбалансированное распределение дотаций и субсидий населению и предприятиям отрасли между бюджетами всех уровней.

Структура единого бизнес-оператора:

Предлагаемый вариант: функции управления – в Управляющей компании, производство рассредоточено между эксплуатирующими организациями по основным видам деятельности (управляемыми Управляющей компанией);   

Единая компания по эксплуатации и управлению коммунального хозяйства;   

Управляющая компания нанимает существующие эксплуатирующие организации на выполнение эксплуатации и ремонтов вверенного оборудования.   

Пример создания бизнес-оператора жилищно-коммунального хозяйства:   

ОАО «Российские коммунальные системы» - единый бизнес-оператор жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципальных образований ряда областей России, учреждаемое совместно РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»,  другими крупными российскими промышленными холдингами.


 

Урало-Сибирская научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское отделение Российской академии наук

09.10.2003.

09.10.03

 Рейтинг ресурсов