Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Д.Б. Шульгин
В настоящее время в научно-технической и экономической литературе можно встретить целый ряд толкований понятия «технологический аудит», обобщая которые можно сделать следующие выводы. Во-первых, встречается широкое и узкое понимание термина: узкое — технологический аудит как оценка эффективности технологий, широкое — технологический аудит как один из инструментов формирования технологической стратегии. Во вторых, как правило, технологический аудит рассматривается как вид консалтинговой деятельности, реже — как вид аналитической деятельности одной из структур предприятия или компании. В обоих случаях технологический аудит воспринимается как некие разовые т.е. несистематические мероприятия. По-видимому, каждый из указанных вариантов имеет право на существование, причем выбор конкретного подхода к организации технологического аудита в компании определяется целым комплексом факторов. Вместе с тем, учитывая быстроменяющуюся рыночную конъюнктуру, проведение технологического аудита в качестве разового мероприятия (один раз в несколько лет или даже в один раз в год), на наш взгляд — непозволительная роскошь. Технологический аудит должен быть элементом (правильнее сказать — подсистемой) системы регулярного менеджмента на предприятии или в организации, одновременно выступая в качестве инструмента формирования и реализации технологической стратегии. Для создания и успешного функционирования такой подсистемы необходимы следующие элементы: * Разработка технологической стратегии предприятия. * Формирование процесса (процедуры) регулярного технологического аудита. * Специальное подразделение (или группа специалистов), реализующих технологический аудит. * Подсистема мотивации творческой деятельности. Наиболее полно в рамках такой постановки задачи технологический аудит как элемент регулярного менеджмента реализован в университетах и технологически ориентированных компаниях США и Великобритании. Практика коммерциализации технологий этих университетов за последние два десятилетия свидетельствует о высокой эффективности этой деятельности. Подразделения, осуществляющие технологический аудит в американских и британских университетах — офисы по передаче технологий, осуществляют непрерывный анализ, отбор и коммерциализацию технологий. Основными этапами процедуры регулярного технологического аудита являются раскрытие технологии, оценка охраноспособности, коммерциализуемости, патентование, маркетинг. Каждый этап достаточно формализован для того, чтобы обеспечить возможность анализа большого потока технологий. Конечно, существуют
значительные различия между
характером инновационной
деятельности университетов США и
российских предприятий и организаций.
Вместе с тем опыт организации
процесса выявления, правовой охраны и
оценки коммерциализуемости как
системной деятельности вполне может
быть использован при осуществлении
регулярного технологического аудита
российских компаний с технологически
ориентированными стратегиями
развития. Подтверждением готовности к
этому российских предприятий служит,
в частности, активное возрождение
патентных служб предприятий
Уральского региона. Об этом можно
судить, например, по активизации
деятельности предприятий в сфере
подготовки соответствующих
специалистов. В завершившемся 2002-2003
учебном году в центре
интеллектуальной собственности
Уральского государственного
технического университета-УПИ прошло
обучение около 150 человек —
работников предприятий и организаций
Уральского региона. Это и основы
патентной экспертизы, патентные
исследования, основы инновационного
предпринимательства и ряд других
образовательных модулей. Важную часть
наших образовательных программ
составляют семинары по оценке
стоимости объектов интеллектуальной
собственности. Процедура оценки
стоимости объекта ИС может быть
использована как инструмент
технологического аудита, т.к.
результат оценки рыночной стоимости
одновременно является ответом на
вопрос стоит ли заниматься
коммерциализацией данной технологии
и какой дополнительный доход принесет
ее использование. Расширяется также и
деятельность предприятий Уральского
региона по патентной охране своих
разработок. Для некоторых уральских
предприятий патентование за рубежом
(5-10 тысяч долларов за один патент!)
является уже привычной процедурой.
Такие предприятия имеют четкий
регламент анализа охраноспособности
и коммерциализуемости новых
разработок и, главное, работа эта
проводится системно и постоянно. |
28.07.2003.
05.08.03