Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
И.Я. Браславский, З.Ш. Ишматов, Ю.В. Плотников
Современный уровень развития силовой электроники, микропроцессорных средств управления и контроля, средств автоматического регулирования позволяет широко использовать эти технические достижения для решения задач энерго- и ресурсосбережения в электроприводе. Применение современных способов регулирования скорости технологических механизмов в сочетании с широкими возможностями автоматизации может обеспечить оптимальное использование энергетических и других природных ресурсов. Из множества областей, в которых имеется потенциальная возможность энергосбережения, можно выделить наиболее важные и эффективные направления: · широкое внедрение частотно-регулируемых асинхронных электроприводов в системах водоснабжения, отопления и вентиляции для регулирования скорости вращения насосов, вентиляторов, нагнетателей, воздуходувок, компрессоров и т.п.; · модернизация подъемно-транспортных механизмов (кранов, подъемников, лифтов) путем установки частотно-регулируемых электроприводов; · объекты жилищно-коммунального хозяйства и промышленного комплекса, в задачу которых входит поддержание заданного уровня жидкости в резервуарах (водоразборные и очистные сооружения и др.)
Высокую эффективность внедрения частотно-регулируемого электропривода можно получить при использовании его в насосных, вентиляторных, нагнетательных установках за счет следующих его преимуществ: · экономия электроэнергии (до 50%); · экономия транспортируемого продукта за счет снижения непроизводительных расходов (до 25%); · снижение аварийности гидравлической или пневматической сети путем поддержания минимально необходимого давления; · снижение аварийности сети и самого агрегата за счет применения плавного пуска; · повышение надежности и снижение аварийности электрооборудования за счет устранения ударных пусковых токов; · снижение уровня шума, создаваемого установкой; · удобство автоматизации; · удобство и простота внедрения.
В большинстве существующих подъемно-транспортных механизмов используются асинхронные двигатели с фазным ротором и релейно-контакторной схемой управления при регулировании скорости путем переключения ступеней сопротивления в цепи ротора. Перевод на частотно-регулируемый привод связан со следующими преимуществами: · преобразователи частоты повышают энергетические характеристики электроприводов по сравнению с параметрическими преобразователями и реостатным регулированием; · существенно повышается точность и качество регулирования скорости; · плавность пуска и торможения, отсутствие резких толчков увеличивают срок службы всех механических элементов крана, повышают комфортность управления и сохранность груза; · асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором дешевле и надежнее двигателей с фазным ротором. Отдельным классом подъемно-транспортных механизмов являются лифты, для которых используются двухскоростные асинхронные двигатели с контакторным управлением. Переход к частотно-регулируемому электроприводу позволяет значительно (на 50-60%) снизить расход электроэнергии, увеличить надежность работы благодаря ограничению ударных моментов в переходных режимах, обеспечить эргономические требования по ограничению рывков и ускорений, применять более дешевые односкоростные асинхронные двигатели.
В системах поддержания заданного уровня жидкости в резервуаре при использовании нерегулируемого электропривода задача обычно решается при работе двигателя в так называемом "старт-стопном режиме", когда происходит периодическое включение (отключение) двигателя при достижении минимальных (максимальных) значений уровня жидкости. Использование частотно-регулируемых асинхронных электроприводов позволяет поддержать практически постоянный уровень жидкости независимо от ее расхода (притока), исключить удары в системе, связанные с частыми пусками двигателя, и снизить расход электроэнергии. Перечисленные сферы применения
частотно-регулируемых
электроприводов, являясь наиболее
простыми по технической реализации,
тем не менее дают значительный
экономический эффект и
характеризуются небольшим (от 0,5 до 5
лет) сроком окупаемости. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
27.10.2003.
28.10.03