Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
С.Е. Дерягина, О.В. Астафьева, В.Ф. Гопко
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио – де – Жанейро, 1992г.), представляется необходимым и возможным последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально - экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно - ресурсного потенциала. Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только при условии устойчивого развития всех ее регионов. Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку и реализацию Экологических Программ. Разработку Программ необходимо осуществлять на трех уровнях: национальном - то есть для всей страны, зональном - то есть для регионов и федеральных округов и муниципальном – для муниципальных образований ( МО) разного масштаба. Современное муниципальное образование представляет собой сложную систему, в которой в последние десятилетия наблюдается стабильный рост антропогенных нагрузок и как следствие - деградация природных комплексов, а так же рост заболеваемости и сокращение продолжительности жизни населения. В Свердловской области, в рамках областной программы, определены проблемы муниципального уровня и даны рекомендации органам местного самоуправления по разработке муниципальных экологических программ, для реализации которых возможна дополнительная поддержка со стороны области. Таким образом, разработка организационно – экономического механизма управления и формирование экологической политики Муниципальных образований являются актуальным направлением, способствующим оздоровлению окружающей среды и созданию комфортных условий проживания населения. Имеющийся опыт по разработке Федеральных и муниципальных экологических программ для ряда городов РФ - Каменска - Уральского, Орска, Серова и др., позволил разработать научно - методический подход к формированию экологических программ разного уровня. В соответствии с разработанной методикой, формирование программы включает в себя три этапа. На первом этапе проводится анализ и обобщение существующих данных о состоянии окружающей среды на территории МО, дается оценка экологической и экономической ситуации. На втором этапе формируется банк мероприятий и проводится их ранжирование по эффективности и капиталоемкости. При этом учитываются передовые технологические достижения в области защиты окружающей среды и рационального природопользования, а также в совершенствовании системы здравоохранения и образования. В этом же блоке разрабатываются методы контроля за эффективностью реализации программы, определяется оптимальная стоимость программы. На третьем этапе определяются источники и варианты финансирования программы, разрабатывается механизм управления программой, как административный так и финансовый. Муниципальная экологическая программа носит комплексный характер, так как включает, технические и технологические мероприятия, направленные на снижение вредного воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, а так же мероприятия по реабилитации здоровья населения МО. Таким образом, Муниципальная экологическая программа является организационно – экономическим механизмом, способствующим совершенствованию методов управления и развития природоохранной политики Муниципального образования. Программа позволяет: - оптимально сочетать региональные и муниципальные интересы, осуществляя мероприятия, непосредственно связанные с экологическим состоянием данной территории, с воздействием жилищно-коммунальных, производственных объектов муниципального образования на окружающую среду; - реализовать стратегию охраны окружающей среды МО посредством приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных задач по улучшению экологической обстановки, сохранению благоприятной окружающей среды и природно - ресурсного потенциала в целях сохранения здоровья населения МО и обеспечения перехода к устойчивому развитию; -
реализовать
стратегию охраны окружающей
природной среды в МО посредством
приоритетной концентрации ресурсов. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
28.10.2003.
28.10.03