Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Г.Б. Лехова, В.С. Кортов
Реализация инновационной политики России в части продвижения результатов инновационной деятельности на рынок в большой мере зависит от наличия в университетах и академических институтах специализированных структур трансфера технологий, дополняющих и расширяющих работу отделов интеллектуальной собственности, научно-исследовательской части (НИЧ) вузов и инфраструктуры поддержки научно-технического предпринимательства. В рамках программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» Министерства образования РФ и Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF) с июня 2003 г. на территории России стартует проект «Создание отделов передачи технологий (ОПТ) при российских университетах», программа которого рассчитана до середины 2006 г. На Урале для достижения цели проекта объединили усилия Уральский НОЦ «Перспективные материалы», созданный на базе Уральского государственного университета (УрГУ) и Уральского государственного технического университета - УПИ (УГТУ) и Фонд «Уральский учебно-научный Центр Инновационного Бизнеса» (ЦИБ) при УГТУ. Особенностью проекта является тот факт, что грантодатели не только финансируют проект, но и активно осуществляют поиск международных партнеров, предоставляют возможность участия в международных конференциях, выставках, образовательных программах. Результаты маркетингового исследования по выявлению проблем взаимодействия малых и средних инновационных предприятий (МСИП) с университетами, проведенного ЦИБ на территории 12 регионов, показали, что основными причинами, сдерживающими динамику процесса передачи технологий, являются: Дефицит финансовых средств для эффективного осуществления инновационного процесса на разных стадиях деятельности. Недостаток кадров, имеющих квалификацию и опыт работы в сфере коммерциализации инноваций. Отсутствие стратегического планирования процессов коммерциализации созданных в университетах технологий. Слабая инфраструктурная поддержка деятельности ученых по коммерциализации и передаче технологий. Низкая мотивация ученых на осуществление процесса продвижения результатов научной деятельности к коммерческой реализации. Ни один из участников проекта в настоящее время не имеет эффективной системы передачи технологий, необходимой для реализации прибыльной деятельности ОПТ. При объединении ресурсов, согласовании ответственности сторон и условий взаимодействия, эта система возникает и может быть апробирована. Мотивация участников очевидна: повышение уровня информированности о состоянии и потенциале инновационных разработок в вузах региона; получение прибыли от реализации продукции, созданной при объединении усилий, облегчение доступа к инвестиционным ресурсам за счет использования совместного имиджа и тиражирования полученных результатов. Интегрированный стартовый потенциал команды проекта — сотрудников УГТУ, УрГУи ЦИБ может быть представлен как: Результаты патентно-коньюнктурных исследований и маркетинга конкурентной среды российского рынка инноваций. Инструменты информирования и электронного маркетинга - сайты Имеющиеся в организациях-участниках пакеты документации, регулирующие правовое оформление процессов охраны ИС и передачи технологий. Опыт проведения 8 конференций, 11 контактных семинаров, 2-х выставок инновационной продукции университетов и МСИП. Результаты работы в 24 целевых российских и международных проектах по управлению ИС и ТТ. Разработанное методическое и технологическое обеспечение процессов управления ИС и ТТ, а также образовательной, консультационной и консалтинговой деятельностью в указанных областях. Конечным
этапом реализации проекта является
создание коммерческой организации –
«Уральский ОПТ», осуществляющего
прибыльную деятельность по трансферу
технологий университетов в
соответствии с разработанным бизнес-планом
и пакетом уставных документов. |
28.07.2003.
05.08.03