Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Л.П. Холодова
В конце ХХ века по исследованию стиля в архитектуре есть достаточно много научной информации. На мой взгляд, особое внимание заслуживают работы по определению перспективных направлений. На основе анализа публикаций можно выделить главное – определение стилей, имеющих глобальный характер. Первый глобальный стиль, преодолевший все этнические, религиозные и региональные особенности был рожден в древней Греции. Античный ордер не имеет никаких особенностей – это просто архитектура. Человек из всего городского текста легко вычленяет ордерные композиции, и никому не приходит в голову называть такую архитектуру греческой. Почему древнегреческая культура вышла на общечеловеческий уровень? Причин можно выделить две. Первое: в Греции вопреки столбовому социально- политическому развитию государств в виде деспотий, возникло государство с элементами демократии. В первой половине первого тысячелетия до нашей эры это был боковой ход в развитии цивилизации. Был сделан всемирно-исторический прорыв в новое по структуре общество, где сочеталась демократия с высоким уровнем развития культуры. Культура приобрела черты рационализма, которые вычленили за скобки все местное, временное и выделили общечеловеческие корни культуры. Второе: именно в древней Греции прошел процесс разделения религии и науки (прежде всего философии). После эпохи возрождения процесс разделения религии и науки принял необратимый характер. Хотя нельзя сказать, что религия не пыталась вобрать в себя и философию и культуру. Религиозная культура развивалась самостоятельно, а европейская наука все более приобретала рационалистические черты. Вычленение науки и философии из плена религии способствовало образованию все новых и новых областей научной деятельности. Рационализация художественной культуры пошла по пути преодоления этнических и религиозных барьеров. Это позволило сформировать универсальную формообразующую художественно-композиционную систему. В архитектуре качествами универсальной формообразующей системы обладал античный ордер. До ХХ века никакой другой системы не существовало. Никого не удивляло появление классицистической постройки в любом государстве, любом климате и в любом месте. В начале ХХ века происходили процессы вычленения первоэлементов архитектурных форм – геометрических и конструктивных. Нарождался новый стиль, который, оголившись до предела, сняв с себя все декоративные элементы, также преодолел этнические и региональные границы и приобрел универсальный, интернациональный характер. Одновременно с формированием нового глобального стиля развивались и разновидности античной ордерной системы. Появилась неоклассика и различные трансформации ордерных композиций, которые оставались универсальными. Новый глобальный стиль развивался в борьбе со старым глобальным стилем. Причем нет никаких оснований считать, что какой либо глобальный стиль может исчезнуть. Сценарии будущего развития могут выглядеть так: каждая универсальная система находит свою нишу и функционирует самостоятельно, или, подчиняясь психологической усталости, они сменяют друг друга. Если сценарии
будущего принять таковыми, то имеем
ли мы право обучать студентов только
на примерах второго глобального
стиля? На мой взгляд, не имеем. В
программы обучения должны быть
введены лекционные курсы,
практические работы и другие виды
занятий, где обе универсальные
системы изучаются одинаково и
равноправно. Кроме того, архитектор
активно занимается реконструкцией
существующих зданий, которые могут
принадлежать любой из
художественных систем. А
существующая в настоящее время
практика архитектурного
проектирования позволяет заключить,
что знания о первом глобальном стиле
востребованы уже сегодня. В
настоящее время утрачены навыки
преподавания античной архитектурно-художественной
системы. В тоже время практикующие
архитекторы вынуждены заниматься
самообразованием, так как заказчики
порою выдвигают требования
построить здания в
классицистическом стиле. Под Москвой
сооружаются особняки в «духе»
Кваренги, Стасова и т.п. Этот процесс
не может быть запрещен. Современный
этап архитектуры можно назвать новой
эклектикой. Но этот стиль, который
уже обогатил Россию в ХIХ
веке прекрасными сооружениями,
должен разрабатываться
профессионально. Это период
осмысления всего, что было сделано
архитекторами до настоящего времени.
А после эклектики ХIХ
века был период модерна,
конструктивизма, неоклассики,
неокнструктивизма, хай-тека и др. Мы
должны развивать накопленный
опыт, и обязаны дать возможность
молодым специалистам работать
профессионально в любом направлении.
Для этого необходимо пересмотреть
методику преподавания
профессиональных дисциплин: учить не
типологии архитектуры, а
архитектурному методу, используя
широкий спектр приобретенных знаний. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
29.10.2003.
29.10.03