Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Р.А. Шеин
Диалектические категории как формы отражения действительности и опорные пункты познания существуют и расположены не произвольно друг подле друга, а выводятся одна из другой. Этот процесс в мире художественного архитектурно-дизайнерского творчества, тесно связанного с материальным производством - миром вещей, приобретает более зависимый социально-экономический и научно-технический характер. Мир вещей, состоящий не из готовых искусственных образований, а представляющий собой совокупность различных процессов, в которых вещи проявляются как материализованные идеи - Tns rationis (мыслимые вещи) и их аксиологические качества постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы и скрытых тенденций к идеальному формированию. Это находит отражение и в «жизни категорий», в диалектике их взаимосвязи и в методологических, теоретических концепциях «дизайнерского самодвижения». Новые категории, отражая противоречивый путь движения дизайна XXI века, в то же время диктуют и пути стратегического, тактического и оперативного развития дизайнерской деятельности. Новые категории: эмерджент, интерфейс, дизайнбенчмаркинг, нарратив, артепроектика и т.д. Причем каждая вновь вводимая категория (понятие) проходит несколько различных этапов «вживания», определяемых типом сложности их структуры и характером взаимосвязи с другими категориями. В проектном пространстве, в художественном творчестве (искусство, архитектура, дизайн) все больше проявляются схемы трехступенчатого развития - триады: Архетип - Артеконструкт - Артефакт; вербальность - визуальность - виртуальность. Социально-экономический плюрализм начала XXI века в России, породивший «демократизацию дизайна» («прилагательный дизайн», «внешний дизайн», «карликовый дизайн», «евродизайн», «дизайн ногтей» и т.д.), открыл шлюзы потоку «псевдодизайна» и организационным прилипалам. Наступил новый век кибернетического пространства, «информационного общества» и призрака глобализации не только в Европе. Для нашего дизайна наступила пора переоценки ценностей (в том числе и эстетических), что нашло свое отражение в ряде монографий и публикаций конца XX века. XXI век знаменовался для дизайнерской, архитектурной и художественной деятельности эстетическо-техническим полигоном идей и практик, особым полифоническим строем неисчерпаемости эстетического в мегасистеме «естественное - искусственное». Всеединство дизайна (профессионального дизайна), определенная аурность дизайн - систем в истории мировой культуры с ее неисчерпаемостью и социальной парадоксальностью, диалектичностью и метафизичностью духовно-материального производства настолько панорамны, что желание осмыслить и транслировать эту идеологию только с теоретических позиций и символического описания без анализа опыта - этого откровения духа - невозможно. Аутентичность и неаутентичность дизайна этого времени не проблема культовых ценностей искусства и прикладной эстетики. Наступил XXI век. Век новых организационно - методологических систем, аутентичных тенденциям творческого содружества профессионалов, при комплексном освоении архитектурно - дизайнерских объектов — корпоративных легитимных ассоциаций дизайна (КЛАД). Диалектический путь дизайна приобрел характер мандалы (спиралевидного лабиринта) и системной корпоративности. Экспериментальным
исследовательско - проектным
объектам архитектурно -
дизайнерского решения применения
корпоративного подхода, приводимого
в качестве иллюстраций, явился
комплекс аурной визуальной, ситуации
г. Верхотурья. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
29.10.2003.
29.10.03