Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
А.А. Воробьев
Сегодня практически каждая компания сталкивается с возрастающими требованиями потребителя и усилением конкуренции на рынке. Качество предлагаемого товара или услуг играет при этом важную роль и является решающим фактором в конкурентоспособности. Стремление к качеству постепенно становится центральным элементом стратегии ведущих мировых и российских компаний. Чтобы целенаправленно управлять качеством продукции и услуг, предприятию необходимо создать Систему менеджмента качества (СМК) и пройти сертификацию на соответствие международным стандартам ISO серии 9000. В результате введения эффективной СМК предприятие достигает следующих результатов: понижение дополнительных расходов, уменьшение сроков выполнения заказа, повышение привлекательности продукции, прозрачность и контролируемость деятельности всех подразделений, повышение эффективности работы предприятия. И самое главное – предприятие создает себе имидж производителя качественного товара у покупателя, за счет чего может расширить рынок сбыта. С чего начинается СМК? Первым шагом в построении системы менеджмента качества является анализ настоящего положения предприятия. На основе полученной оценки разрабатывается план создания Системы, в котором прописываются цели, состав работ, календарный план-график внедрения с распределением ответственности за создание документов, обеспечивающих управление процессами, и разработку документированных процедур. В самом начале построения Системы качества специалисты ориентируются на международные стандарты СМК, закрепленные ISO 9001:2000. Уже на втором этапе работ по внедрению Системы необходимо провести анализ разработанных документов на предмет соответствия их содержания требованиям указанного международного стандарта. Успех внедрения СМК во многом зависит от квалификации руководителей и специалистов в вопросах менеджмента качества. Поэтому компании, где внедряется система качества, необходимо уделять особое внимание обучению менеджеров и сотрудников. Когда документация приведена в соответствие и на предприятии начал действовать новый порядок управления качеством, процесс внедрения СМК переходит в третью стадию. Это аудит на соответствие деятельности подразделений документированным процедурам и требованиям ISO 9001:2000. Аудит может быть внутренним или внешним. Внутренний аудит предприятие проводит собственными силами. Для внешнего — приглашаются независимые эксперты. Аудиторы представляют предприятию рекомендации по устранению выявленных замечаний и план корректирующих действий, дают оценку степени готовности к проведению процедуры сертификации. Когда замечания, выявленные в ходе аудита, устранены, предприятие может приступать к четвертому, завершительному этапу построения СМК — процедуре сертификации. Для этого руководство компании выбирает фирму, имеющую право проводить сертификационный аудит и выдавать сертификат, подтверждающий соответствие выстроенной Системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Предприятия всего мира стремятся к тому, чтобы этот документ был выдан одним из авторитетных международных органов сертификации. Наиболее известные из них: Bureau Veritas Quality International (Франция), Det Norske Veritas (Норвегия), KEMA (Голландия), Lloyds Register Quality Assurance Ltd. (Великобритания), SGS (Швейцария), TÜV CERT (Германия). Эти организации аккредитованы для сертификации в большинстве развитых стран мира, что означает безоговорочное признание выдаваемых ими документов. Интересы вышеперечисленных органов сертификации в Екатеринбурге и Свердловской области представляют такие компании как Уральский межрегиональный сертификационный центр (Lloyds Register Quality Assurance Ltd.), Системы качества (KEMA), ФИНЭКС Консалтинг (TÜV CERT). Построение эффективной
системы качества — процедура
ответственная и требует серьезных
затрат времени и сил. Поэтому, думать
о внедрении СМК на своем предприятии
необходимо уже сейчас, пока этого не
сделали Ваши конкуренты. |
28.07.2003.
05.08.03