Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
В.А. Антропов, С.П. Каменская
Экономическая деятельность в XXI веке будет концентрироваться вокруг «большого треугольника», вершинами которого являются Азиатско-Тихоокеонский регион, Северная Америка и Западная Европа. Географическое положение России на одной из сторон этой геометрической фигуры является чрезвычайно выгодным, особенно с точки зрения перспектив использования транзитного потенциала коммуникаций. В настоящее время основные грузопотоки между Западной Европой и Восточной Азией – минуют нашу территорию. Но Россия, занимая более 30 % территории евроазиатского континента, является естественным мостом в транспортных связях между этими двумя развивающимися деловой жизни. На критской конференции министров транспорта европейских государств (1994 г.) было принято решение о создании девяти международных транспортных коридоров, три из которых (№ 1, 2 и 9) должны были проходить по территории России. Коридором №2 первоначально планировалось связать Берлин с Москвой (через Варшаву и Минск), сегодня же европейское руководство заинтересовано в дальнейшем продлении транспортного коридора до Транссиба. Россия добилась решения о продлении МТК № 2 до Екатеринбурга. Тем самым созданы условия для построения другого базового направления Восток–Запад, что очень выгодно для развития Уральского региона. Ведь Урал является важнейшим транспортным узлом, связывающим Екатеринбург, Тюмень, Челябинск и Курган. Сюда идут основные транспортные потоки нефти и газа с Севера (Ханты-Мансийский АО), черных и цветных металлов из Сибири, а также осуществляется экспорт и импорт товаров из Японии, Кореи, Китая, Казахстана, стран ЕС. В связи с этим, определена площадка для строительства международного транспортно-логистического центра в Екатеринбурге площадью 7 гектаров в районе поселка Садовый. Продление МТК 2 до Транссиба, имеющей протяженность более 7 тыс. км, и при участии которой через нашу страну, в т.ч. и через Урал, проходит около 80% всех транзитных грузов, способствует созданию наиболее привлекательных условий для перевозки грузов между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского коридора. Экспорт транзитных услуг – новый национальный продукт, предлагаемый Россией мировому сообществу наряду с нефтью и металлом. Уже в 2000 г. прирост объемов транзитных перевозок через территорию России составил 19%. Для примера в 2001г. транзит по Транссибу возрос на 25%, в 2002г. – на 38%. Общий объем контейнерных перевозок в России может составить в 2012г. по крайней мере 7 млн. TEU (двадцатифутовый контейнер). Для сравнения: в 2002г. суммарный грузопоток составил около 1,5 млн. TEUs. При этом объем контейнерного грузопотока через Дальний Восток России, а, следовательно, через Уральский транспортный узел прогнозируется на уровне 1 млн. TEUs против 0,3 млн. TEUs в 2002г. Наша задача сводится к тому, как привлечь на наши транспортные коридоры новых грузоотправителей и не упустить старых. Хотелось бы,
чтобы велась «умная» тарифная
политика, и у перевозчиков даже не
возникало желания переправлять
грузы по другим транспортным
коридорам, минующих Урал. Это, в свою
очередь, должно способствовать
развитию МТК, а, следовательно,
способствовать развитию интеграции
транспортной сети Уральского
региона в мировую транспортную сеть. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
30.10.2003.
30.10.03