Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Международные транспортные коридоры  и интеграция Уральского региона  в мировую транспортную сеть.

 В.А. Антропов, С.П. Каменская


Уральский государственный университет путей сообщения

620034,  г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66,

E-mail: antropov@usart.ru 

Экономическая деятельность в XXI веке будет концентрироваться вокруг «большого треугольника», вершинами которого являются Азиатско-Тихоокеонский регион, Се­верная Америка и Западная Европа. Географическое положение России на одной из сторон этой геометрической фигуры является чрезвычайно выгодным, особенно с точки зрения перспектив использования транзитного потенциала коммуникаций.

В настоящее время основные грузопотоки между Западной Европой и Восточной Азией – минуют нашу территорию. Но Россия, занимая более 30 % территории евроазиатского континента, является естественным мостом в транспортных связях между этими двумя развивающимися деловой жизни.   

На  критской  конференции  министров  транспорта  европейских государств (1994 г.) было принято решение о создании девяти международных транспортных коридоров, три из которых (№ 1, 2 и 9) должны были проходить по территории России. Коридором №2 первоначально планировалось связать Берлин с Москвой (через Варшаву и Минск), сегодня же европейское руководство заинтересовано в дальнейшем продлении транспортного коридора до Транссиба. Россия добилась решения о продлении МТК № 2  до Екатеринбурга. Тем самым созданы условия для построения другого базового направления Восток–Запад, что очень выгодно для развития Уральского региона. Ведь Урал является важнейшим транспортным узлом, связывающим Екатеринбург, Тюмень, Челябинск и Курган. Сюда идут основные транспортные потоки нефти и газа с Севера (Ханты-Мансийский АО), черных и цветных металлов из Сибири, а также осуществляется экспорт и импорт товаров из Японии, Кореи, Китая, Казахстана, стран ЕС. В связи с этим, определена площадка для строительства международного транспортно-логистического центра в Екатеринбурге площадью 7 гектаров в районе поселка Садовый. 

Продление МТК 2 до Транссиба, имеющей протяженность более 7 тыс. км, и при участии которой через нашу страну, в т.ч. и через Урал, проходит около 80% всех транзитных грузов, способствует созданию наиболее привлекательных условий  для перевозки грузов между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского коридора.   

Экспорт транзитных услуг – новый национальный продукт, предлагаемый Россией мировому сообществу наряду с нефтью и металлом. Уже в 2000 г. прирост объемов транзитных перевозок через территорию России составил 19%. Для примера в 2001г. транзит по Транссибу возрос на 25%, в 2002г. – на 38%.   

Общий объем контейнерных перевозок в России может составить в 2012г. по крайней мере 7 млн. TEU (двадцатифутовый контейнер). Для сравнения: в 2002г. суммарный грузопоток составил около 1,5 млн. TEUs. При этом объем контейнерного грузопотока через Дальний Восток России, а, следовательно, через Уральский транспортный узел прогнозируется на уровне 1 млн. TEUs против 0,3 млн. TEUs в 2002г.

Наша задача сводится к тому, как привлечь на наши транспортные коридоры новых грузоотправителей и не упустить старых.

Хотелось бы, чтобы велась «умная» тарифная политика, и у перевозчиков даже не возникало желания переправлять грузы по другим транспортным коридорам, минующих Урал. Это, в свою очередь, должно способствовать развитию МТК, а, следовательно, способствовать развитию интеграции транспортной сети Уральского региона в мировую транспортную сеть. 


 

Урало-Сибирская научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское отделение Российской академии наук

30.10.2003.

30.10.03

 Рейтинг ресурсов