Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
В.А. Кокшаров
Энергосбережение является одним из важнейших направлений отраслевой программы ресурсосбережения. В 2001 году объем перевозок, осваиваемых на электрифицированных линиях, в целом по сети увеличился, а удельный расход снизился. Свердловская железная дорога добилась снижения удельного расхода по сравнению с уровнем 1988 г. Эти результаты достигнуты за счет сокращения доли порожнего пробега вагонов, роста объемов грузовой работы, сокращения условных потерь в системе энергоснабжения. В грузовом движении на Свердловской дороге допущен рост удельного расхода по сравнению с 2000 г. В пассажирском движении на Свердловской дороге также произошел рост удельного расхода. Основным резервом сокращения расхода электроэнергии на тягу поездов является приведение эксплуатируемого парка локомотивов в соответствии с объемом перевозочной работы. Другой важный резерв – возврат электроэнергии в контактную сеть за счет применения рекуперативного торможения. По-прежнему актуален вопрос сокращения расхода электроэнергии на нагон опозданий пассажирский поездов. Одним из основных показателей эффективности использования электрической энергии на тягу поездов является величина условных потерь в системе энергоснабжения, определяемая относительной разностью между показателями электросчетчиков тяговых подстанций и электроподвижного состава. Снижение этого показателя свидетельствует о повышении достоверности учета затрат электроэнергии на перевозочную работу. В 2001г. объем работы, выполняемой тепловозами, уменьшился и соответственно снизился расход дизельного топлива. На Свердловской дороге удельный расход снизился. В спецманевровом движении произошел рост удельного расхода. В этом виде движения система нормирования дизельного топлива требует совершенствования. В настоящее время удельная норма устанавливается на 100 локомотиво-км пробега, что при различной интенсивности работы маневровых тепловозов не позволяет правильно нормировать и определять расход дизельного топлива за рабочую смену. Одним из важнейших направлений снижения удельного расхода энергии и дизельного топлива на тягу поездов является повышение среднего веса поезда и коэффициента участковой скорости, снижение доли порожнего пробега вагонов и сокращение числа неполновесных и неполносоставных поездов, задержек поездов у запрещающих сигналов и количества предупреждений об ограничении скоростей движения, повышения эффективности использования рекуперативного торможения. На основании анализа тенденций изменения потребления энергоресурсов и с учетом предложений Департамента и служб локомотивного хозяйства разработан и внедряется перечень организационных и технических мероприятий, направленных на дальнейшее снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. В числе принятых основных направлений этой работы следует, прежде всего, назвать: организацию энергооптимального пропуска поездопотока путем оптимизации параметров графика управления движения поездов; оптимизацию управления поездопотоком с помощью с помощью системы учета и анализа расхода энергоресурсов; минимизацию условных потерь в системе тягового электроснабжения; уменьшения сопротивления движению поездов; лубрикацию колесных пар локомотивов и рельсов; совершенствование конструкции и технического содержания взаимодействующих узлов подвижного состава и пути; снижение аэродинамического сопротивления движению локомотивов и вагонов; повышение эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотивов; улучшения технического состояния подвижного состава; сокращения затрат энергии на вспомогательные нужды локомотивов. Что касается
энергосбережения в стационарном хозяйстве, то для
достижения положительных
результатов необходимо: ввести
систему энергетического
обследования и энергетической
паспортизации предприятий и на этой
основе разработать соответствующие
мероприятия; принять меры для
сокращения расхода электроэнергии на
освещение; разработать мероприятия
по снижению непроизводительных
потерь в электропотребляющем
оборудовании, в числе которых
повышение коэффициента
использования установленной
мощности электропривода, сокращения времени холостого
хода агрегатов и др. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
30.10.2003.
30.10.03