Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ю.Ю. Рожнева
Намеченное реформирование железнодорожной отрасли, в первую очередь, предусматривает повышение качества транспортного обслуживания. Для этого необходимо создать конкурентную среду среди компания в основном за счет различий в условиях доставки грузов, предлагаемых разными компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях. Планируется, что компании-операторы не будут формироваться как на основе маршрутных перевозок, так и общесетевого характера. На первом этапе отношения с компаниями-операторами будут строиться на основе договоров, предусматривающих взаимоотношение дорог и операторов. Цель организации операторских компаний в привлечении в отрасль инвестиций, повышения качества услуг. Услуги компании-оператора включают комплекс: перевозка – погрузка – выгрузка – развоз грузов – экспедирование. По крайней мере, компания объективно заинтересована в повышении качества своих услуг с целью повышения прибыли и развития своей базы. Свои услуги компании-операторы оказывают по правилам транспортного устава. Для улучшения транспортного обслуживания промышленных предприятий на Свердловской дороге работают операторские компании. Это ЗАО “Спеццистерны”, ЗАО “Алькон”, ЗАО “СФАТ”, ООО “ЗапСибТранссервис”, ЗАО “ЛУКОЙЛ-Транс”, ООО “ТК Новотранс”, ООО “Транс-Гарант” и другие, таблица 1.
По объемам погрузки по Свердловской дороге на первом месте находится компания-оператор ЗАО “ЛУКойл-Транс”. Собственного подвижного состава – 522 цистерны. К концу 2003 г. компания планирует приобрести еще 27 цистерн, а к 2008 году собственный подвижной состав будет равен 7659 цистерн. Перевозки осуществляются маршрутными отправками, в том числе и замкнутыми кольцевыми маршрутами, на общих основаниях. Грузообразующее предприятие ОАО “Лукойл”. По погрузке нефтепродуктов конкурентов у “ЛУКойла” практически нет, в три раза объем перевозок выше, чем у “Спеццистерн”. Такое различие связано, во-первых, с количеством собственного подвижного состав. У “ЛУКойл” 5022 цистерны, у “Спеццистерн” - 1431. Во-вторых, с базовыми дорогам, в первом случае – это Свердловская и Приволжская, во втором только Свердловская. Погрузка железной руды операторскими компаниями занимает всего двадцать процентов от общей погрузки железной руды по дороге. Итак, операторские компании заинтересованы в повышении качества своих услуг, они инвестируют деньги в развитие грузовой базы, расширяют комплекс предоставляемых услуг, привлекают новые грузы. В настоящее время для успешной работы операторских кампаний необходимо правовое обеспечение деятельности компаний в “Гражданском Кодексе РФ” и в “Транспортном Уставе железных дорог РФ”, чтобы окончательно исключить существующие вариации тина “грузовые компании”, “операторы-собственники”. При этом статус компании-оператора сможет получить не любой владелец вагонов, контейнеров или локомотивов, а лишь тот, кто соответствует четко сформулированным в законе основным требованиям. Разногласия существуют и насчет
тарифов. МПС считает, что вагонная
составляющая в тарифе равна 13-14
процентов. Многие операторы
доказывают, что эта составляющая не
менее 30 процентов. Ассоциацией
компаний операторов были
подготовлены расчеты, по которым
вагонная составляющая у МПС
колеблется в районе 22-23-х процентов.
Это тот предел, на котором компаниям
– операторам еще
выгодно покупать и использовать
вагоны, а МПС - привлекать чужие
вагоны в свои технологические
процессы. Оператор берет на себя и
деповской ремонт, расходы по
обслуживанию вагонов, значит у МПС
уменьшается затратная часть. Такой
подход должен устроить обе стороны. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
30.10.2003.
30.10.03