Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
М.Б. Петров, А.В. Швецов
В настоящее время в сфере оснащения производственного аппарата предприятий передовой техникой и технологией сложилась крайне сложная ситуация: c одной стороны – настоятельная необходимость обновления парка транспортных и технологических машин (ПТТМ), а с другой – тяжелое финансовое положение предприятий и отсутствие у них средств для такого обновления. Помощи со стороны государства ожидать не приходится, и выход следует искать в каких-то нестандартных решениях. На выбор варианта стратегии технического перевооружения ПТТМ оказывает существенное влияние состояние и функционирование рынков техники, запасных частей, сборочных единиц, услуг технического сервиса. Таким образом, необходима разработка стратегий поддержания техники в исправном состоянии на основании: – анализа сложившейся экономической ситуации на заводах-изготовителях техники; – сложившихся годами взаимоотношений между изготовителями и потребителями техники; – анализа принятой “ведомственной” стратегии обеспечения работоспособности техники; – обобщения опыта работы за последние десять лет в условиях рынка фирм, занимающихся продажей техники, реализацией запасных частей и сервисом. Для разработки общей стратегии следует учитывать следующие положения. 1. Развитие технического перевооружения предприятий должно осуществляться на региональной основе с учетом перспектив развития производственных процессов на основе количественного и качественного анализа структуры и состава ПТТМ. 2. При организации технического перевооружения ПТТМ необходимо порегиональнально учитывать уровень централизации и мощности предприятий, позволяющих проводить сервисное обслуживание и ремонт техники, а также возможности машиностроительных предприятий региона при выпуске определенной номенклатуры запасных частей. 3. В настоящее время отсутствует взаимодействие заводов-изготовителей полнокомплектной техники и заводов-изготовителей запасных частей, ремонтно-механических заводов на стадии эксплуатации техники. Это взаимодействие осуществляют фирмы посредники, продающие технику, обеспечивающие ее запасными частями, выполняющие гарантийное и послегарантийное обслуживание. 4. Необходимо стремиться к централизованной закупке полнокомплектной техники непосредственно на заводах-изготовителях или у региональных дилеров с гарантией фирменного обслуживания в специализированных сервисных центрах завода–изготовителя. Основные преимущества системы фирменного обслуживания: продажа техники; доставка; предпродажное обслуживание; ввод в эксплуатацию; обеспечение запасными частями; учет и удовлетворение рекламаций в гарантийный период; техническое обслуживание и ремонт в течении всего срока эксплуатации; технические консультации и информационное обеспечение; обучение специалистов; организация наблюдения за работой техники; участие в работе по совершенствованию конструкций. 5. Однако, создание сети региональных сервисных центров изготовителями техники при их экономическом положении невозможно (в среднем стоимость технического центра 6-12 млн. долларов). 6. Владельцами производственных площадей, устаревшего, но все же имеющегося оборудования для технического обслуживания, диагностики, текущего и капитального ремонта, а также документации являются крупные пользователи техники, ремонтно-механические заводы и коммерческие структуры, предоставляющие услуги технического сервиса. 7. Заводы-изготовители должны разработать нормативно-эксплуатационную документацию нового поколения, ориентированную на новые задачи предприятий. Таким образом, при выборе стратегии технического перевооружения ПТТМ необходимо в первую очередь ориентироваться на систему технического сервиса. Основные задачи, требующие научной проработки: – разработка системы сбора и анализа информации по надежности и условиям эксплуатации ПТТМ (обслуживание и условия работы); – оптимизация видов услуг и технологий при формировании и обновлении ПТТМ; – оптимизация размещения сети технических сервисных центров и ремонтно-механических заводов; – разработка научных основ формирования сервисного сопровождения машин и технологического оборудования; – разработка комплекса технологического оборудования и оснастки для технического обслуживания, текущего и капитального ремонта; –
разработка методов
привлечения инвестиций. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
30.10.2003.
30.10.03