Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Тарифная система оплаты труда на основе технологических изменений и спроса на квалифицированный труд

С.В. Рачек, Е.И. Самуйлова

 
Уральский государственный университет путей сообщения

620034,  г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

Быстро меняющийся характер новых технологий на железнодорожном транспорте подразумевает, что сегодняшние профессии, должности специалистов и руководителей производства завтра уже могут стать устаревшими, причем не всегда потребуется «более высокая» квалификация рабочих и определенно это может стать другая квалификация, отвечающая повышению требований к мобильности и динамичности специалистов и руководителей. Внедрение новых информационных технологий в различных отраслевых хозяйствах железных дорог коренным образом меняет понятие о рабочем месте поездного диспетчера, дежурного по станции, специалистов и руководителей различных уровней производства и управления перевозками грузов и пассажиров.

Недостаточное количество тарифных разрядов для дифференциации работ по их сложности и соотношение между ними, заложенные в восемнадцати разрядной сетке, сегодня не создают социально ощутимого порога мотивации и материальной заинтересованности работников в производительном труде. В определенном смысле организация заработной платы стала тормозом, главной причиной снижения эффективности труда и ухудшения квалификации кадров.

Исследования и расчеты, выполненные учеными Сибирского государственного университета путей сообщения по тарификации работ с применением метода экспертных оценок и ранжирования заработной платы, показали, что применение новых информационных, коммуникационных и безлюдных технологий на железнодорожном транспорте требует среднего разряда квалификации работников на уровне пятого или шестого разряда.

Оснащение железнодорожного транспорта более современной техникой и повышение сложности выполняемых работ, а также необходимость учета специфических особенностей транспортных нагрузок по профессионально - квалификационным группам рабочих требуют большей дифференциации тарифных ставок по сложности и условиям труда, чем принято в действующей тарифной сетке для рабочих.

Главный смысл преобразований действующей тарифной системы заключается в том, чтобы уже на уровне тарифной ставки (оклада), гарантированной работнику, достигалась зависимость размера оплаты от степени сложности выполняемых работ, условий труда, уровня квалификации, соизмерения качества труда и дифференциации оплаты по этому признаку. Она же будет наиболее экономически и социально справедливой с точки зрения мотивации труда.

Проведенная опытная примерка новой тарифной системы на Западно-Сибирской дороге показала, что реализовать условия новых технологий, где требуется максимальное соизмерение качества труда и его оплаты, возможно на основе новой тарифной сетки, состоящей из 23 разрядов.

Переход на 23-разрядную ЕТС увеличит количество разрядов для тарификации рабочих по сложности труда и квалификации до 10 разрядов. Это позволит избежать формального снижения рабочим разрядов на операциях, где они завышены.   

Стимулирование роста профессиональной квалификации рабочих железнодорожного транспорта при переходе на 23-разрядную ЕТС требует дополнительной проработки и уточнения. Здесь, как и в действующих условиях оплаты труда рабочих сохраняется два подхода. Первый, когда по сложности выполняемых работ имеется возможность квалификационного роста и присвоения рабочему более высокого разряда квалификации в соответствии с порядком, установленным общим разделом Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС). Второй, когда при достижении соответствия между разрядами квалификации рабочих и сложностью выполняемых работ, наступает целесообразность постепенного дополнительного стимулирования рабочего в период до присвоения очередного разряда. Такой порядок может быть регламентирован по основным профессионально-квалификационным группам Министерством путей сообщения России.


 

Урало-Сибирская научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское отделение Российской академии наук

30.10.2003.

30.10.03

 Рейтинг ресурсов