Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
С.В. Рачек, Е.И. Самуйлова Быстро меняющийся характер новых технологий на железнодорожном транспорте подразумевает, что сегодняшние профессии, должности специалистов и руководителей производства завтра уже могут стать устаревшими, причем не всегда потребуется «более высокая» квалификация рабочих и определенно это может стать другая квалификация, отвечающая повышению требований к мобильности и динамичности специалистов и руководителей. Внедрение новых информационных технологий в различных отраслевых хозяйствах железных дорог коренным образом меняет понятие о рабочем месте поездного диспетчера, дежурного по станции, специалистов и руководителей различных уровней производства и управления перевозками грузов и пассажиров. Недостаточное количество тарифных разрядов для дифференциации работ по их сложности и соотношение между ними, заложенные в восемнадцати разрядной сетке, сегодня не создают социально ощутимого порога мотивации и материальной заинтересованности работников в производительном труде. В определенном смысле организация заработной платы стала тормозом, главной причиной снижения эффективности труда и ухудшения квалификации кадров. Исследования и расчеты, выполненные учеными Сибирского государственного университета путей сообщения по тарификации работ с применением метода экспертных оценок и ранжирования заработной платы, показали, что применение новых информационных, коммуникационных и безлюдных технологий на железнодорожном транспорте требует среднего разряда квалификации работников на уровне пятого или шестого разряда. Оснащение железнодорожного транспорта более современной техникой и повышение сложности выполняемых работ, а также необходимость учета специфических особенностей транспортных нагрузок по профессионально - квалификационным группам рабочих требуют большей дифференциации тарифных ставок по сложности и условиям труда, чем принято в действующей тарифной сетке для рабочих. Главный смысл преобразований действующей тарифной системы заключается в том, чтобы уже на уровне тарифной ставки (оклада), гарантированной работнику, достигалась зависимость размера оплаты от степени сложности выполняемых работ, условий труда, уровня квалификации, соизмерения качества труда и дифференциации оплаты по этому признаку. Она же будет наиболее экономически и социально справедливой с точки зрения мотивации труда. Проведенная опытная примерка новой тарифной системы на Западно-Сибирской дороге показала, что реализовать условия новых технологий, где требуется максимальное соизмерение качества труда и его оплаты, возможно на основе новой тарифной сетки, состоящей из 23 разрядов. Переход на 23-разрядную ЕТС увеличит количество разрядов для тарификации рабочих по сложности труда и квалификации до 10 разрядов. Это позволит избежать формального снижения рабочим разрядов на операциях, где они завышены. Стимулирование
роста профессиональной квалификации
рабочих железнодорожного транспорта
при переходе на 23-разрядную ЕТС
требует дополнительной проработки и
уточнения. Здесь, как и в действующих
условиях оплаты труда рабочих
сохраняется два подхода. Первый,
когда по сложности выполняемых работ
имеется возможность
квалификационного роста и присвоения
рабочему более высокого разряда
квалификации в соответствии с
порядком, установленным общим
разделом Единого тарифно-квалификационного
справочника (ЕТКС). Второй, когда при
достижении соответствия между
разрядами квалификации рабочих и
сложностью выполняемых работ,
наступает целесообразность
постепенного дополнительного
стимулирования рабочего в период до
присвоения очередного разряда. Такой
порядок может быть регламентирован
по основным профессионально-квалификационным
группам Министерством путей
сообщения России. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
30.10.2003.
30.10.03