Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
П.С. Фирстов
На железных дорогах исторически сложилось стремление отожествить современные формы материально-технического обеспечения производственной и другой деятельности, а также, сбыт продукции и оказание услуг в условиях рыночной экономики с логистикой. При этом предметом исследования чаще всего становятся организационно-экономические основы формирования материальных и транспортных потоков с помощью традиционных подразделений занимающихся производственно-коммерческой деятельностью. Сложный многоуровневый механизм взаимодействия предприятий внутри железной дороги и многообразные формы взаимодействия с пользователями транспортных услуг создали плохо структурированную и недостаточно скоординированную систему управления. Дезорганизация логистических цепочек на предприятиях приводит к росту издержек и упущенной выгоде. Рынок достаточно быстро оценивает и отбирает наиболее выгодные формы и методы ведения бизнеса. Для транспортных предприятий на данном этапе актуальным является применение следующих типовых стратегий конкурентной борьбы: – минимизация издержек для организации эффективного процесса перевозок; – концентрация на удовлетворении запросов потребителей услуг железнодорожного транспорта. Создавшиеся рыночные условия, расширение сфер бизнеса, наметившийся рост перевозок в последние годы, внедрение современных информационных технологий, построение корпоративной телекоммуникационной сети вызвали необходимость в создании информационно-логистической системы управления ТПК. Для качественного прогнозирования и четкого планирования действий всех участников ЛЦ возникла необходимость в объединении целей и согласовании бизнес-процессов. На многих предприятиях логистические функции выполняют различные подразделения и сотрудники, часто плохо скоординированные, что приводит к дублированию разных логистических операций и излишним затратам. Добиться снижения издержек можно за счет систематизации и оптимизации всех бизнес-процессов. При этом важно понимать, что простое объединение логистических функций в рамках общей организационной структуры не приведет к решению поставленной задачи. Необходимо создавать интегрированный логистический процесс для всех участников ТПК. Управление материальными потоками должно включать в себя все стадии создания распределения и потребления конечного продукта. Современная концепция – интегрированной логистики, продолжая считать основным объектом исследования материальные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности потоков (материальных, информационных, финансовых и др.), в рамках производственной и материальной инфраструктуры. Основным отличием зарождающейся информационно-логистической системы управления ТПК является практически неограниченный доступ к информации всех участников ЛЦ. Образующиеся при этом, новые организационные формы подразделений занимающихся логистической деятельностью, будут сильно отличаться от прежних, методами управления и информационной поддержки принимаемых решений. Синергетические преимущества от интеграционной логистики получат те организационные структуры, где все важнейшие работы будут выполняться как составная часть поддерживаемых ими бизнес-процессов. эффективность транспортно-промышленных комплексов «21 века» возрастает от устранения географических, отраслевых и внутри корпоративных препятствий. Снижение расходов на взаимодействие играет стратегическую роль в интегрированной логистике. Организация управления транспортно-промышленными комплексами на настоящем этапе должна строиться на основе данной концепции. Время, качество, гибкость, самообучение, самосовершенствование становятся ключевыми факторами в логистических системах. С целью обеспечения за железными дорогами положения лидеров в региональных экосистемах бизнеса, необходимо уделять большое внимание инновациям и интеграционным процессам со всеми участниками рынка. Предприятия, входящие в интегрированные транспортно-логистические цепочки, нацелены на снижение затрат за счет быстрой оборачиваемости ресурсов, сокращения времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью поставщиков (грузоотправителей – грузополучателей). С
внедрением информационных
технологий, развитием
телекоммуникационных сетей,
появилась возможность создания
логистических цепочек, объединяя
различные предприятия и группы
собственников в единый
воспроизводственный процесс. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
31.10.2003.
31.10.03