Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Е.В. Кошкаров
Стремление государственных органов управления к инновационным экономическим преобразованиям обуславливает необходимость научного анализа и совершенствования механизма управления инновациями и стратегической инвестиционной деятельности. В материалах II Уральской окружной конференции (2002г.), посвященной инновационной политике, подчеркивается, что «активная государственная инновационная политика – основа экономического возрождения России». В данном сообщении рассмотрены актуальные проблемы инновационной политики на транспорте, по опыту сотрудничества в 1999-2002гг. кафедры менеджмента и коммерции УрГУПС со Свердловским областным управлением автомобильных дорог, в развитии положений концепции научно-технической политики, инновационных проектов и программам дорожного хозяйства. В современных условиях хозяйствования научно-обоснованный подход к управлению инновациями и инвестиционной деятельностью на транспорте обусловлен не только расширением и углублением рыночных отношений. Реформирование транспорта протекает одновременно и в тесной взаимосвязи с реализацией федеральных и отраслевых инновационных программ. В этих условиях обеспечение высоких темпов экономического развития в транспортных отраслях возможно лишь на основе достижений научно-технического прогресса, совершенствования методологии управления инновациями и стратегической инвестиционной деятельности на транспорте, в системе его дорожного хозяйства. На сегодняшний день государственная служба дорожного хозяйства выделена в самостоятельную структуру Министерства транспорта Российской Федерации, в регионах – представлена территориальными органами управления. В дорожной отрасли действуют долгосрочные федеральные программы: целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (на 2002-2010 гг.), Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. «Дороги России XXI века», «Концепция научно-технической политики дорожного хозяйства Российской Федерации» (на период до 2005г.), ряд краткосрочных инновационных программ (планы развития инновационной деятельности, важнейших НИОКР и нормативно-технического обеспечения). Вместе с тем, в настоящее время дорожное хозяйство Российской Федерации и Свердловской области функционирует в жестких рамках ограниченных финансовых ресурсов, что обусловлено общим инвестиционным кризисом в дорожной отрасли и резким сокращением финансовых возможностей как федерального, так и территориального дорожных фондов. В результате, на сети автомобильных дорог общего пользования сформировалась негативная тенденция сокращения темпов прироста дорожной сети и прогрессирующего нарастания износа существующих автодорог и «недоремонта» вследствие, во-первых, резкого увеличения большегрузных автомобилей в составе транспортных потоков, острой нехватки средств на финансирование даже нормативных объемов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Сохранение перечисленных тенденций на ближайшую перспективу может привести к усилению общего кризиса не только в дорожном хозяйстве, но и на транспорте в целом. В этих условиях одна из главных задач дорожной отрасли – интенсивный поиск путей преодоления сложившейся негативной ситуации на транспорте и выработка комплекса инновационных мер, которые позволят осуществлять дорожные работы в минимально необходимых объемах, с минимальными затратами, но с максимальной эффективностью, обеспечивая при этом сохранность существующей сети дорог и строительство отдельных объектов, характеризуемых как жизненно важные транспортные связи. Одни из первоочередных направлений инновационной политики, преодолевающей негативное положение в автодорожном комплексе, являются: - анализ и обоснование альтернативных источников финансирования, - рациональное использование имеющихся ограниченных ресурсов, - совершенствование отраслевой системы государственного управления, ценообразования и нормирования, - повышение качества дорожных работ и используемых материалов, - разработка и внедрение новых прогрессивных технологий, - обеспечение безопасности дорожного движения, - диагностика, сохранность и ремонт искусственных сооружений, - корректная оценка технико-экономической эффективности инновационных проектов по современным инвестиционным параметрам; - научно-техническое
сопровождение строительства, ремонта
и содержания автомобильных дорог (с
нормативным объемом финансирования – 1,5%). |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
31.10.2003.
31.10.03