Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Повышение конкурентной способности железнодорожного
транспорта за счет предоставления пассажирам
современных телекоммуникационных услуг

 Д.Н. Волынский


Уральский государственный университет путей сообщения

620034,  г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

В настоящее время на период поездки пассажир поезда практически теряет связь с внешним миром. Наиболее активный и платежеспособный слой деловых людей (бизнесмены, управленцы) не может позволить себе остаться на несколько часов без связи, хотя по другим характеристикам (удобный отдых, большая безопасность, близость вокзалов к центрам городов, независимость от погоды и др.) они предпочли бы железнодорожный транспорт воздушному.   

По оценкам специалистов пассажирской службы Свердловской железной дороги за счет предоставления пассажирам современных телекоммуникационных услуг, таких, как, например, связь из любой точки поезда на всем пути следования с внешними абонентами и обслуживающим персоналом (вызов проводника в купе, заказ обеда и т.п.), возможность забронировать и оплатить через поездной банковский терминал гостиницу, такси, носильщика и т.д., возможность работы в Internet, интерактивное аудио- и видеовещание и т.д. можно увеличить наполняемость поезда «Урал» на 10-15%  (в вагонах повышенного класса – до 40%).   

Все эти услуги можно обеспечить с помощью специализированной современной бортовой сети связи пассажирского поезда (БССПП) [1].

  

  Поезд представляет собой единую информационную систему, поэтому целесообразно комплексное решение задачи обмена всеми видами информации внутри поезда с учетом специфики железнодорожного транспорта (тяжелая помеховая обстановка; жесткая система приоритетов, высокая надежность и др.). Такое решение экономически и технически выгодно, кроме того, позволит избежать конфликтов, которые неизбежно возникают в случае различных частных решений.

В УрГУПСе разработаны концепция и варианты реализации такой специализированной БССПП. Ее главная цель – повышение безопасности движения поездов за счет предоставления машинисту локомотива оперативной информации о параметрах движения, о состоянии ходовых и других ответственных частей поезда, а начальнику поезда – служебной информации о действиях поездной бригады, состоянии систем автоматики вагонов и т.п.   

Основа БССПП – сквозной (от локомотива до последнего вагона) универсальный цифровой канал связи. Доступная недорогая элементная база позволяет обеспечить пропускную способность такого канала 1-2 Мбит/с без использования дополнительных проводных соединений как внутри вагона, так и между вагонами. При этом требуемая для служебных целей скорость передачи информации (с учетом многократной избыточности для обеспечения высокой надежности) не превышает нескольких десятков кБит/с.   

Целесообразно имеющийся резерв пропускной способности использовать для организации телекоммуникационных услуг пассажирам.


Литература:
1.      Волынская А.В. Бортовая сеть связи пассажирского поезда нового поколения // Молодые ученые – транспорту. / Материалы научно-технической конференции – Екатеринбург, УрГУПС, 2001. – Т.1 –  С. 112.


 

Урало-Сибирская научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское отделение Российской академии наук

31.10.2003.

31.10.03

 Рейтинг ресурсов