Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
С.Г. Аккерман
Конкурентоспособность любого вида транспорта зависит в первую очередь от стоимости его инфраструктуры, затрат на перевозку грузов и пассажиров, и его экологичности. Земли, на которых расположена транспортная инфраструктура, называются полосой отвода. В среднем на каждый километр железной дороги приходится 9 ÷ 12 гектар полосы отвода. Только по Свердловской железной дороге стоимость земель, на которых расположены ее сооружения, можно оценить, примерно, в 8,4 миллиарда рублей в ценах 2000 года. Что составляет от основных восстановительных фондов по службе пути – 8 %, т.е. земли транспорта составляют значительную часть, по стоимости, его инфраструктуры. За жизненный цикл транспортной системы может измениться как в пространстве, так и во времени, а вместе с ней и полоса отвода. В этом смысле можно говорить об организации и управлении полосой отвода. Сейчас, когда соседние с полосой отвода земли могут находиться в негосударственном владении, изменение границ полосы отвода, в случае необходимости, может быть связано со значительными трудностями и денежными затратами. Факторы, от которых зависят размеры полосы отвода, можно разбить на три группы влияния: размеры и расположение устройств, обеспечивающих безопасность и бесперебойность движения поездов, условия, обеспечивающие работу полосы отвода как буферной зоны, смягчающей экологически неблагоприятное воздействие транспорта на окружающее пространство и факторы, от которых зависит экономически рациональные площади занимаемых земель. Полоса отвода должна давать возможность развития мощности железной дороги в будущем. Исследования, проведенные в УрГУПС, показали, что согласно теории резервирования, запас земель должен составлять 0,2 ÷ 1 от будущих потребностей. Устойчивость путевых сооружений в значительной степени зависит от инженерно-геологических условий. Анализ условий участков трех дистанций пути Свердловской железной дороги позволил дать рекомендации по ширине полосы отвода в зависимости от инженерно-геологических условий. Например, в случае карста ширина полосы отвода от оси пути в одну сторону должна быть 40 ÷ 100 м. Существенное влияние на экономическую
рациональность полосы отвода
оказывают такие параметры, как
стоимость земли и аренды, налог на
землю. Минимальные экономически-рациональные
размеры полосы отвода (Xэк.
рац) определятся формулой:
Здесь хт – размеры полосы отвода под транспортными сооружениями; аа, ан, аэ, ар – единичные стоимости соответственно аренды, налога на землю, эксплуатационных затрат, стоимости земли; Ра, Рр – вероятности, соответственно, аренды и выкупа земли; ур – доля земли, предназначенная для выкупа. Все влияющие экономические величины не постоянны. Так по Свердловской области налог на землю с 1994 по 2000 год увеличился почти в 7 раз. В связи с этим была исследована стабильность размеров полосы отвода во времени. Оказалось, что размеры полосы отвода должны корректироваться каждые 10 ÷ 20 лет. Исследования полосы отвода как буферной зоны показали, что она не является достаточным прикрытием от шума проходящих поездов. Однако, вредное влияние вибраций и электромагнитного излучения практически гасится в пределах полосы отвода. Полоса отчуждения в 35 м с зелеными насаждениями снижает концентрацию пыли от поездов до требуемой ПДК, а при ширине 120 м – исключает попадание пыли за ее пределы. В случае техногенных катастроф на железнодорожном транспорте полосы отвода играет роль защитной зоны. Аварийноопасные места дороги могут быть описаны матрицей возможных состояний. С учетом этого, в населенных пунктах, если железная дорога проходит насыпью, полоса отвода должна быть на менее 40 м в каждую сторону от оси пути. Современный период развития железных дорог характеризуется внедрением последних достижений вычислительной техники и информационных технологий. В УрГУПС разработана методика, построен алгоритм и компьютерная программа определения экономически-рациональной полосы отвода с учетом экологических, геометрических и инженерно-геологических ограничений. Созданный программный продукт явился
составной частью «Норм и правил
проектирования отвода земель для
железных дорог. (ОСН 3.02.01-97)»,
разработанных ГипротрансТЭИ и
УрГУПСом. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
31.10.2003.
31.10.03