Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Е.Ю. Сундуков
В последнее время в нашей стране все большее внимание уделяется логистике - научному направлению, связанному с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками [ 1 ]. С применением логистических методов связывают повышение эффективности производства и качества жизни в странах Запада. Реализация функции сбыта в логистике осуществляется при надлежащем обеспечении шести соответствий: груз, качество, количество, время, затраты, пункт назначения. Одной из причин, препятствующих логистизации в России, является слабо развитая транспортная инфраструктура. Особенно это проявляется на Севере, в частности, в Республике Коми, что определяется сырьевой ориентированностью региональной экономики. В логистике приоритет отдается не отрасли экономики, а региону. Для обслуживания материальных потоков целесообразно создавать региональные логистические центры (РЛЦ) с филиалами, размещенными по территории региона и связанными с ним транспортными и информационными коммуникациями. Филиалы РЛЦ целесообразно размещать вблизи городов и районных центров, а сами населенные пункты рассматривать как пункты логистического потребления. При развитии транспортных коммуникаций необходимо учитывать возможности перспективных видов транспорта. Согласно прогнозам технологического развития к таким видам транспорта по свом экономическим и экологическим характеристикам относятся транспортные системы на основе магнитной подвески (левитации). Сотрудниками лаборатории проблем транспорта Института биологии Коми НЦ УрО РАН проводится работа по исследованию возможностей применения новых видов транспорта, в том числе и транспорта на магнитной подвеске, создан макет базового элемента транспортной сети, который прошел экспериментальные исследования, предлагаются технические решения [ 2, 3 ]. Путепровод предлагается оборудовать ограничителем перемещений, представляющим собой последовательность поясов стабилизации [ 2 ], образуемых стабилизирующими статорными обмотками, витки которых размещены в плоскостях, параллельных направлению движения транспортного средства (грузовая платформа, несущий блок транспортера и т.п.). При взаимодействии источников магнитного поля транспортного средства с витками ограничителя перемещений образуются области пространства, где обеспечивается мгновенное устойчивое положение транспортного средства. Для задания толкающего усилия и продвижения транспортного средства от одного пояса стабилизации к другому могут использоваться ускоряющие статорные обмотки [ 3 ], витки которых расположены под определенным углом к направлению движения транспортного средства. Несомненным
преимуществом транспортных систем на
магнитной подвеске является
возможность их функционирования под
управлением информационных систем. В
отличие от автомобильного и
железнодорожного транспорта, где для
управления транспортными средствами
в режиме реального времени
необходимо оборудование
путепроводов соответствующими
датчиками и детекторами, в системах
на магнитной подвеске изначально
заложен кибернетический эффект [ 4 ], а
вышеупомянутые пояса стабилизации
можно рассматривать, как дискретные
элементы путепровода.
|
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
31.10.2003.
31.10.03