Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Перспективные виды транспорта в логистической системе

Е.Ю. Сундуков


Институт биологии Коми НЦ УрО РАН

167982, ГСП-2, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 28,

E-
mail: translab@ib.komisc.ru  

В последнее время в нашей стране все большее внимание уделяется логистике - научному  направлению, связанному с разработкой  рациональных методов управления материальными и информационными потоками [ 1 ]. С применением логистических методов связывают повышение эффективности производства и качества жизни в странах Запада. Реализация функции сбыта в логистике осуществляется при надлежащем обеспечении шести соответствий: груз, качество, количество, время, затраты, пункт назначения.

Одной из причин, препятствующих логистизации в России, является слабо развитая транспортная инфраструктура. Особенно это проявляется на Севере, в частности, в Республике Коми, что определяется сырьевой ориентированностью региональной экономики. В логистике приоритет отдается не отрасли экономики, а региону. Для обслуживания материальных потоков целесообразно создавать региональные логистические центры (РЛЦ) с филиалами, размещенными по территории региона и связанными с ним транспортными и информационными коммуникациями. Филиалы РЛЦ целесообразно размещать вблизи городов и районных центров, а сами населенные пункты рассматривать как пункты логистического потребления.

При развитии транспортных коммуникаций необходимо учитывать возможности перспективных видов транспорта. Согласно прогнозам технологического развития к таким видам транспорта по свом экономическим и экологическим характеристикам относятся транспортные системы на основе магнитной подвески (левитации).

Сотрудниками лаборатории проблем транспорта Института биологии Коми НЦ УрО РАН проводится работа по исследованию возможностей применения новых видов транспорта, в том числе и транспорта на магнитной подвеске, создан макет базового элемента транспортной сети, который прошел экспериментальные исследования, предлагаются технические решения [ 2, 3 ].

Путепровод предлагается оборудовать ограничителем перемещений, представляющим собой последовательность поясов стабилизации [ 2 ], образуемых стабилизирующими статорными обмотками, витки которых размещены в плоскостях, параллельных направлению движения транспортного средства (грузовая платформа, несущий блок транспортера и т.п.). При взаимодействии источников магнитного поля транспортного средства с витками ограничителя перемещений образуются области пространства, где обеспечивается мгновенное устойчивое положение транспортного средства. Для задания толкающего усилия и продвижения транспортного средства от одного пояса стабилизации к другому могут использоваться ускоряющие статорные обмотки [ 3 ], витки которых расположены под определенным углом к направлению движения транспортного средства.   

Несомненным преимуществом транспортных систем на магнитной подвеске является возможность их функционирования под управлением информационных систем. В отличие от автомобильного и железнодорожного транспорта, где для управления транспортными средствами в режиме реального времени необходимо оборудование путепроводов соответствующими датчиками и детекторами, в системах на магнитной подвеске изначально заложен кибернетический эффект [ 4 ], а вышеупомянутые пояса стабилизации можно рассматривать, как дискретные элементы путепровода.


Список литературы
1.     Семеренко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории.- СПб: Союз, 2001.
2.     С2 2199451 RU 6 B 60 L 13/00 Ограничитель перемещений транспортного средства / Евдокимов Б.П., Сундуков Е.Ю., Свойкин В.Ф.  – 99123534/28; Заявл. 9.11.99 // Изобретения (Заявки и патенты).- 2003.-№ 6.
3.     C1 2123946 RU 6 B 60 L 13/10 Транспортная система / Сундуков Е.Ю. – 961245/28; Заявл. 27.12.96 // Изобретения (Заявки и патенты).- 1998.-№ 36.
4.     Михалевич В.С., Козорез В.В., Рашкован В.М., Хусаинов Д.Я., Чеборин О.Г. «Магнитная потенциальная яма» - эффект стабилизации сверхпроводящих динамических систем. - Киев: Наукова думка, 1991.



 

Урало-Сибирская научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское отделение Российской академии наук

31.10.2003.

31.10.03

 Рейтинг ресурсов