Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Л.В. Булавина, Г.В. Колосовская,
В.В. Судьенкова, В состав документации, разрабатываемой на стадии Генерального плана города входит схема комплексной оценки территории, включающая оценку вредного воздействия автотранспортных потоков и железнодорожного транспорта с выделением зон повышенного шума, влияющих на размещение всех видов строительства. Выбор территории для размещения объектов первоочередного строительства, должно производиться на основе обобщенной характеристики существующего и ожидаемого состояния проектируемой окружающей человека среды. Основными источниками шумового загрязнения в городе являются автотранспортные потоки (70-80 %), а также железнодорожный транспорт, проходящий в пределах жилой застройки. Если транспортные потоки являются основным источником шума в дневное время, то железнодорожный транспорт создает наиболее неблагоприятную ситуацию в ночное время. Происходящее в настоящее время в связи с резким ростом уровня автомобилизации увеличение интенсивности движения на магистральной сети города привело к повышению акустического дискомфорта и уровня загазованности городских территорий. Оценка транспортной загрузки и акустического режима в г. Екатеринбурге выполнялась коллективом кафедры Городского строительства УГТУ-УПИ при активном участии студентов специальности неоднократно при разных уровнях автомобилизации: в 1975-76 г.г. при уровне автомобилизации - 44 авт. на тыс. жит., в 1985-86 г. - 65 авт. на тыс. жит., в 1997-98 г. - для центральной части города при уровне автомобилизации – 169 авт. на тыс. жит. Прогноз акустического режима выполнялся на 2000 г. по материалам "Генерального плана" (1972 г.), в котором в основу развития транспортной системы был заложен уровень автомобилизации165 легковых автомобилей на тыс. жителей, а также по материалам КТС (1987 г.) на 2005 г. из расчета 90 авт. на тыс.жителей. За период с 1986 по 1997 годы произошло резкое увеличение уровня автомобилизации, в то время как протяженность магистральной сети изменилась незначительно. Это привело к существенному увеличению транспортной загрузки магистралей и уровня шума на магистралях. Полученные результаты отражают чрезвычайно неблагоприятное положение с акустическим режимом в городе. Практически за исключением отдельных коротких участков в городе отсутствуют магистрали с акустическим комфортом на линии застройки. Все это говорит о необходимости серьезного отношения к требованиям снижения шума как при проектировании новых районов, так и при реконструкции сложившихся. В настоящее время в рамках нового генерального плана, разрабатываемого МГП Главархитектуры, коллектив кафедры выполняет прогнозную оценку уровня шумового воздействия транспорта в результате реализации проектных решений генерального плана развития г. Екатеринбурга на период до 2025 года. Оценка уровня шума произведена расчетным методом с учетом транспортных и планировочных характеристик развивающейся улично-дорожной сети. По результатам расчетов построены карты шума, карты дискомфорта на линии застройки, определена глубина проникания шума в пределах нормативной величины на основании данных Отдела перевозок Управления Свердловской железной дороги об интенсивности движения поездов разного типа на существующий период и на перспективу с учетом развития Свердловского железнодорожного узла произведена оценка уровней шума от железнодорожного транспорта и построены шумовые карты для дневного и ночного периодов. На сводной схеме планировочных и санитарных ограничений на проектируемой территории Екатеринбурга помимо данных, предусмотренных действующими нормами и правилами, будут показаны существующие границы зон превышения допустимого уровня шума. Анализ полученных результатов
показал, что практически вся
территория города попадает в зону
превышения нормативного уровня шума
(55 дБА), уровень дискомфорта, особенно
в центре города, достигает 25-30 дБА. Для улучшения
акустического режима в городе
необходим комплекс шумозащитных
мероприятий: шумозащитное озеленение,
устройство экранов, проложение
магистралей в выемке, отвод потоков
грузового и особенно дизельного
транспорта за пределы жилой
застройки, применение шумозащитных
окон, шумозащищенных домов, особых
планировочных мероприятий. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
04.10.2003.
04.11.03