Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Е.А. Субботин
Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации XXI века безусловно становиться процесс все большей глобализации и движения к информационному обществу. Этот процесс обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы – мирового информационного пространства, стремительно преобразующегося в результате развития средств информатики и новых инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Критерии оценки уровня готовности России к информационному обществу требуют обеспечить определенный уровень инфокоммуникационного обучения в части школьного доступа к ИКТ, совершенствования образования на основе ИКТ, развития рынка вне институтской подготовки по ИКТ: обеспеченность компьютерами – 1 компьютер на 4-х студентов, компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет, информационные и коммуникационные технологии должны быть полностью интегрированы в учебный процесс и существенно использоваться при ведении учебных занятий, при этом преподаватели должны иметь хорошую подготовку в методах внедрения компьютеров и ИКТ в образовательный процесс и вести обучение в сфере телекоммуникаций и информатики во многих реально существующих технических учебных учреждений со специализированными предметами в области информационных и телекоммуникационных технологий. Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе ИКТ. Информация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Тем более высшее и среднее профессиональное образование по направлению «Телекоммуникации» не может быть неизменным ни по содержанию, ни по форме преподавания, не может быть иным как дискретно-коррелированным, обеспечивающим реализацию уровня среднего профессионального образования как первой ступени высшего профессионального образования. Нормативные документы в настоящее время позволяют разрабатывать ускоренные и сокращенные учебные планы подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования. Сочетая принципы ускорения на первой ступени и сокращения на второй ступени высшего профессионального образования по направлению «Телекомму-никации» в соответствии с требованиями к уровню подготовки государственными образовательными стандартами (ГОС) высшего и среднего профессионального образования, вполне возможно достичь оптимизации выполнения многочисленных требований к теоретическим знаниям и практическим умениям выпускника. В сфере инфокоммуникаций сейчас скорее нужно не знать, а понимать, поскольку большая часть знаний быстро «морально» стареет из-за взрывного характера развития инфокоммуникаций. Поэтому ни преподаватель, ни тем более студент не может освоить всю информацию даже по одной дисциплине, а действует весьма избирательно, не перегружая себя информационно. Научить способности к творчеству, то есть открытию и созданию нового, изобретению более эффективных приемов работы, технических устройств, программ, процессов – наверное это основная цель при подготовке специалистов в сфере телекоммуникаций, которая совпадает с вектором направленности движения к информационному обществу. Сама идея развития творческих способностей и индивидуального подхода к каждому студенту заслуживает внимания уже потому, что появились инфокоммуникационные технологии обучения. Учебные программы высшего и среднего профессионального образования построены так, что на всех предметах студентов учат решать различного рода задачи, но не на одном не объясняют как системно решать проблему, поскольку реальные задачи требуют творческого подхода, который далеко не у всех студентов проявляется к завершению обучения при существующей системе подготовки специалистов. Для
развития информационной культуры
будущего специалиста, от уровня
которой зависит готовность
специалиста к непрерывному
образованию, необходимо создавать
информационную образовательную
среду, максимально способствующую
быстрой адаптации студентов и
преподавателей в работе с информацией, дающую возможность
закреплять формируемые умения в
непосредственной деятельности. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
04.10.2003.
04.11.03