Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Международная торговля представляет собой комплексный процесс перемещения денег и товаров, сопровождающийся документооборотом. Перемещение товаров от поставщика к потребителю является конечной целью торговли, и это движение вовлекает множество других участников, одним из которых является таможня. Как показывают проведенные исследования, в настоящее время практически любое предприятие или коммерческая организация имеет дело с внешнеторговыми грузами, а следовательно, с таможней. Принципиальное отличие между всеми участниками международной торговли и таможней в том, что таможня – единственная организация с некоммерческой структурой, которая является регулирующим инструментом международной торговли, заинтересованная в облегчении этих процессов при сохранении возможностей полного контроля. В самом общем виде границы микрологистической системы таможенной переработки грузов можно описать сферой компетенции таможни, как основного звена логистической цепи, главной целью такой системы является минимизация затрат времени и других ресурсов участников ВЭД в процессе физического перемещения грузов через таможенную границу при неукоснительном соблюдении требований таможенного законодательства. Для решения этой задачи правительство РФ совместно с ГТК РФ притворяют в жизнь огромный комплекс мер, одной из которых являлось введение в действие института таможенных посредников – таможенных брокеров. Развитие промышленности предполагает естественную потребность в ускорении и упрощении процесса доставки товаров конечному потребителю. Грузопотоки, которые связывают фирму-производителя товара, и фирму-потребителя того же товара, должны кем-то планироваться и управляться. Затраты каждой фирмы на логистику могут быть легко оценены. В России только около 300 тыс. перевозчиков и 10 тыс. экспедиторов. Если в каждой из таких фирм планированием и организацией грузоперевозок занимается 1...3 человека, то это означает, что в России около 1 млн. человек заняты решением логистических задач (планирование и организация грузоперевозок). Издержки на эти виды работ составляют 20-30% от всех затрат (от конечной стоимости поставляемого товара). Известно, что сокращение на 1% затрат на логистику эквивалентно увеличению объема реализации грузов на 10%. Эти “исходные данные” достаточно быстро и естественно приводят к идее централизации логистических услуг. Это для коммерческого предприятия должно означать следующее. Предприятие должно только либо производить, либо потреблять грузы или товары или услуги. Вся “забота” о том, как с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки доставить грузы от поставщика к потребителю ложится на специализированные организации - логистические центры. Инициаторами таких центров должны выступить таможенные брокеры, которые являются посредническим звеном в логистической системе “участник ВЭД – таможня”. С введением обязательного декларирования товаров возникает необходимость в наличии квалифицированной организации, способной правильно провести таможенное оформление товаров. Этой организацией и становится декларант по договору – таможенный брокер. ГТК РФ формирует инфраструктуру рынка таможенных брокеров, определяет специфику требований, предъявляемых к ним, а также их права и обязанности. Проведенный анализ рынка таможенных услуг уральского региона позволяет говорить всерьез о том, что главная задача деятельности таможенных брокеров в России – это содействие таможенным органам в выполнении их функций. При этом, таможенные органы в качестве основного стимула наделяют таможенных брокеров возможностью получать стабильный доход от посреднической деятельности. Создание логистических центров — это
возможность таможенным брокерам
расширить диапазон предоставляемых
услуг участникам ВЭД от
консультационных до продвижения груза
от “пункта отправления” до “пункта
назначения”, а таможенным органам
осуществлять контроль за соблюдением
таможенного законодательства. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
04.10.2003.
04.11.03