Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
А.Ю. Карелина, В.В. Самуйлов
Сейчас в мире наблюдается ускорение изменений во внешней среде, обусловленное появлением новых запросов и изменением позиции потребителя, возрастанием конкуренции на ресурсы, интернационализации бизнеса, появлением новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, широкой доступностью современных технологий, изменением роли человеческих ресурсов, а также рядом других факторов. В настоящее время сеть железных дорог России охватывает практически всю ее территорию. Очевидно, что железные дороги и в будущем будут играть ключевую роль в системе жизнеобеспечения России. Структурная реформа железнодорожного транспорта предусматривает существенные изменения в подходах к отраслевой экономической и кадровой политике. В значительной мере это касается рынка труда, проблем занятости, профессиональной подготовки, аттестации кадров и социальной защиты работников железных дорог. Для достижения цели реформирования одним из важных принципов является усиление мотивации работников железнодорожного транспорта в повышении эффективности работы всех звеньев. - поднятия статуса профессии железнодорожника и престижа работы в Компании; - коллективное признание индивидуальных достижений; - участие в руководстве; - дополнительная учеба, повышение квалификации, стажировки, творческие командировки; - совершенствование системы аттестации руководителей и специалистов отрасли, повышающей объективность и точность результатов аттестации. Все вышеперечисленные мероприятия максимально показывают важность совершенствования кадровой политики, за счет улучшения системы аттестации и развития персонала предприятия как высвобождаемых работников, так и кадров, остающихся на предприятиях отрасли (что наиболее важно), а также формирования кадрового модуля из молодых специалистов. Ближайшей целью программы формирования кадрового модуля является создание системы подготовки, позволяющей выпускать специалистов качественно нового уровня для предприятий железнодорожного транспорта, то есть специалистов-менеджеров, организаторов производства, способных ставить и решать задачи развития науки, техники и технологии на перспективу. Создание такой программы на железной дороге базируется на следующих принципах: 1. Заблаговременная ориентация студентов — будущих молодых специалистов на перспективные конкретные задачи как железнодорожного транспорта в целом, так и отдельных предприятий, для которых они готовятся. 2. Введение в учебные планы новых специальных дисциплин, базирующихся на применении автоматизированных систем, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. 3. Подготовка силами одного или нескольких вузов комплексных групп (“инженерных десантов”) для предприятий железнодорожного транспорта из выпускников различных специальностей, которые могут успешно и на современном уровне решать поставленные перед предприятиями задачи. 4. Кооперация вузов с предприятиями железнодорожного транспорта в целях создания необходимого материально-технического обеспечения. 5. Оперативное изменение учебных планов, объема и содержания дисциплин и видов обучения в соответствии с запросами предприятий железнодорожного транспорта. 6. Заблаговременная профориентация, более тщательный отбор абитуриентов к поступлению в вуз. 7. Организация сопровождения выпускников вузов в целях оказания им помощи и дополнительной подготовки в производственных условиях, а также получения информации для совершенствования технологии целевой интенсивной подготовки специалистов на железнодорожном транспорте. Решение
этих задач во многом зависят от
функционирования отраслевой системы
непрерывного образования, включая
внутрипроизводственную учебу, от
возможностей для самообразования,
условий и форм обучения работников.
Действующая система должна быть
сориентирована на обеспечение
высокого качества новой рабочей силы,
снижение риска безработицы среди
выпускников учебных заведений, а
вносимые в учебный процесс перемены
обязаны отвечать складывающейся
конъюнктуре и оставаться адекватными
переменам на рынке труда. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
05.11.2003.
05.11.03