Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
В.М. Самуйлов, С.А. Бронников
Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено их высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнением одной из важнейших гарантий государства - свободы передвижения. Поэтому для железнодорожного транспорта существует необходимость содержания всей материально-технической базы отрасли, поддержание низкого уровня тарифов на социально значимые пассажирские перевозки. За период с 1992 года по настоящее время ежегодные объемы капитальных вложений на железнодорожном транспорте снизились в три раза, а износ основных производственных фондов вырос с 36% до 55%. Увеличение инвестиций для обновления основных фондов за счет внутренних источников при действующей системе управления железнодорожным транспортом приведет к резкому росту тарифов на перевозки и такому сокращению эксплуатационных расходов, при котором невозможна стабильная работа железных дорог и обеспечение безопасности движения. Возросшие объёмы пассажирооборота за последнее время, обострили имеющиеся проблемы в организации пассажирских перевозок. Анализ их современного состояния показывает, что в настоящее время железные дороги не имеют достаточно действенных стимулов и мотивации для развития этого социально значимого, но в целом убыточного вида деятельности транспорта. Одной из важнейших причин убыточности пассажирских перевозок является несовершенство финансово-экономического механизма управления пассажирским комплексом. Экономический механизм и система финансирования пассажирского хозяйства должны обеспечить реализацию как противозатратных функций, так и функций, стимулирующих рост объёма пассажирских перевозок, улучшение качества обслуживания и, вследствие этого, увеличение доходности и снижение убыточности пассажирских перевозок. Итогом первого этапа реформирования стало обособление имущества пассажирского комплекса в дорожных дирекциях по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании, создаваемых в организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий в составе железных дорог. Важнейшими решениями на данном этапе явились: определение оптимальной организационной структуры создаваемых обособленных пассажирских предприятий, разделение на уровне дороги функций государственного и хозяйственного управления пассажирским комплексом и переход от территориально-производственной к отраслевой структуре управления. Основные задачи первого этапа реформирования в основном выполнены: имущества пассажирского комплекса обособлены в дирекциях по обслуживанию пассажиров, на уровне железных дорог началось разделение государственных и хозяйственных функций управления. Однако, ещё не создана система стимулирования роста объёмов качества транспортных услуг, сокращения издержек, повышения квалификации кадров. Эти факторы потребовали поиска новых путей реализации структурной реформы пассажирского комплекса. Второй этап структурной реформы пассажирского комплекса преследует цель разделения функций государственного и хозяйственного управления в масштабе всего МПС России и обособление пассажирских перевозок в отдельный вид деятельности. Существующие управленческие функции МПС России разделяются на: - нормирующие и регламентирующие деятельность функции государственного управления; - эксплуатационно-производственные функции хозяйственного управления. В области пассажирских перевозок в дальнем следовании представляется целесообразным после выделения из МПС России функций хозяйственного управления создать Федеральную пассажирскую компанию, в сфере пригородных перевозок – пригородные акционерные или муниципальные компании. При создании Федеральной пассажирской компании возникает проблема выбора организационно-правовой формы. По её типу может быть выбрана либо коммерческая, либо некоммерческая организация. Исследования, проведенные авторами, показывают, что наиболее предпочтительной правовой формой организации, осуществляющей пассажирские перевозки должна быть Государственная корпорация. Данная
правовая форма организации дает
максимально возможную свободу манёвра
в текущей финансово-хозяйственной
деятельности, поскольку предполагает
наличие права собственности на
имущественный комплекс, закрепленный
за организацией. |
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
05.11.2003.
05.11.03