Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Повышение уровня социальной защищенности работников
в период проведения структурной реформы на примере
Свердловской железной дороги

И.В.Мясников


Уральский государственный университет путей сообщения

620034,  г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

Любое реформирование, будь оно экономическим или политическим, должно завершиться повышением благосостояния людей, поскольку изначально санкционируется ими, исходя из надежд на будущее. В последние годы, к сожалению, вопросам социальной защиты железнодорожников магистрали уделяется недостаточно. Уровень заработной платы работников по отношению к основным отраслям народного хозяйства снижается. С большим напряжением выполняются обязательства дорожного Коллективного договора. На дороге не отработана технологическая структура функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения. Эта система находиться в стадии становления. Понимая всю сложность происходящих перемен, учитывая отсутствие на сегодняшний день на уровне отрасли четкого механизма управления системой социальной политики и разделяя ответственность за решение блока социальных проблем, руководство Свердловской железной дороги предпринимает ряд конкретных шагов в этом направлении. 

Учитывая приоритетность социальной составляющей реформы, а в связи с этим и необходимость усиления и координации работы при проведении государственной, отраслевой и дорожной политики в области социальной поддержки работников дороги, а так же неработающих пенсионеров, в целях реализации мероприятий по оказанию помощи и принятию эффективных мер социального характера, на Свердловской железной дороге создано самостоятельное структурное подразделение аппарата управления дороги – Отдел социальной политики с организацией аналогичных структур на уровне отделений дороги.

Прежде всего, структурой были определены принципы, на которых должна базироваться социальная политика на железнодорожном транспорте. За основу был принят принцип адресности и целенаправленности мероприятий. Не менее важным принцип категорийности объектов направления в социальном плане. В частности к первой категории относятся работники дефицитных на внутриотраслевом и региональном рынках труда специальностей, а так же работников, которые по собственной инициативе повышают свой профессионализм, кто вносит и реализует инновационные идеи, т.е. работников “профессионального ядра” предприятий, которые вне всяких сомнений нуждаются в поддержке и стимулировании своего образовательного уровня. В отдельную категорию выделены работники из числа малообеспеченных и нуждающихся в социальной поддержке и защите. И третья категория – это неработающие ветераны труда отрасли, нуждающиеся в финансово-материальной поддержке.

Точная и ясная постановка задачи о необходимости повышения эффективности труда и определение путей для ее решения имеет огромное практическое значение для выработки стратегии и тактики при решении вопросов обеспечения успешной деятельности дороги, ее предприятий в новых экономических условиях.   

Как известно, эффективность труда – это показатель реализации оптимальных решений в той или иной сфере трудовой деятельности, направленных для достижения наилучших результатов при сокращении трудовых, финансовых и материальных затрат на единицу конечного показателя работы.

Социально – экономическая стратегия Свердловской железной дороги в своей основе ориентирована на эффективизацию труда при сохранении и расширении социальных гарантий работников и неработающих ветеранов магистрали.   

В соответствии с постановлением заседания Коллегии МПС РФ на Свердловской железной дороге разработан проект Дорожной программы повышения уровня социальной защищенности железнодорожников в период проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте.

В основу программы заложены следующие направления:

1.     Совершенствование системы организации, нормирования и оплаты труда при высоком уровне занятости и социальной защиты работающих железнодорожников.

2.     Функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта исходя из принципа ее бесперебойности с учетом развития находящихся в составе дороги оздоровительных учреждений и учреждений здравоохранения.

3.     Повышение уровня социальной поддержки ветеранов труда.

Именно решение этих задач положено в основу разрабатываемой программы и лежит в  разработке технологии реализации основных положений Корпоративной системы социальной защиты железнодорожников Свердловской железной дороги в период реформирования.  Новая структура управления вопросами социальной политики уже доказала свою эффективность и имеет тенденцию дальнейшего развития и совершенствования.


 

Урало-Сибирская научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское отделение Российской академии наук

05.11.2003.

05.11.03

 Рейтинг ресурсов