Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Нематериальные активы как один из стратегических источников конкурентоспособности компании

Т.А. Игнатенко


Институт экономики УрО РАН,
620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 28, к. 312

Одной из отличительных черт современного бизнеса стало уменьшение ценности производственных мощностей для компаний при одновременном росте стоимости нематериальных активов. В качестве иллюстрации такого положения дел можно отметить постоянно увеличивающиеся обороты торговли нематериальными активами. Исследование американских экспертов, проведенное в 1997 г., показало, что до двух третей рыночной стоимости открыто торгующих компаний в США вообще не отражается в их балансовых отчетах, поскольку эта часть стоимости заключается не в недвижимости, зданиях или оборудовании, а в нематериальных активах типа интеллектуальной собственности. В России же в процессах управления предприятием нематериальные активы зачастую не рассматриваются как активы вообще, или не учитываются как один из возможных факторов повышения конкурентоспособности компании. 

Между тем, все чаще традиционные факторы производства (труд, земля и капитал) уступают место новым (компетенция, потребители и знание); знания, интеллектуальные активы становятся основным источником конкурентоспособности стратегии компании, большое значение приобретает не материалоемкость, а интеллектуалоемкость производства. Появляется понятие потребительского капитала, который представляет собой ценность взаимоотношений организации с ее партнерами и клиентами. В современных условиях власть на рынке переходит к потребителям. Новых потребителей, как правило, можно привлечь только исключительностью товара, что напрямую зависит от создания и управления нематериальными активами.

Кроме того, современная экономика становится все более мобильной и диверсифицированной. И здесь уже становится не важно, какими материальными фондами обладает то или иное предприятие. Гораздо важнее становится вопрос о том, какими патентами, лицензиями, товарными знаками, какой репутацией обладает компания. А это в решающей степени формирует конкурентные преимущества фирмы. Кроме того, появление таких новых форм ведения бизнеса, как франчайзинг и аутсорсинг напрямую связано с использованием и эффективным управлением нематериальными активами.

В существующих публикациях по проблеме управления нематериальными активами (НМА) сложилась практически единодушная точка зрения на определение данного феномена, которое было зафиксировано в гражданском законодательстве Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ, ФЗ “Об авторском праве и смежных правах”, “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”, Патентный закон, др. подзаконные акты). В самом общем виде нематериальные активы — это определенная группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода), способностью отчуждения, используемых в течение длительного (более года) срока, но не имеющих физического содержания. 

Следует отметить, что существуют определенные трудности с отнесением отдельных объектов к нематериальным активам. Так понятие "срок использования" в российских условиях является достаточно неопределенным. И если определение срока использования лицензии на какой-либо вид деятельности не вызывает вопросов (он равен сроку действия лицензии), то определить срок полезного использования программы для ЭВМ достаточно затруднительно. 

Другой критерий – способность приносить доход, является еще менее определенным, чем "использование". На сегодняшний день совершенно не ясно кто и как должен определять "полезность" использования того или иного объекта НМА и его "способность приносить доход". Очевидно, что "способность приносить доход" может быть определена только на основании экономических расчетов. В данном случае термин "приносящие доход" является чисто экономическим, а не правовым. Однако обзор судебной практики обнаруживает явный приоритет юридической формы над экономическим содержанием. 

Таким образом, существующие в настоящее время в российской практике методы управления и ведения бухгалтерии не позволяет предпринимателям ни оценить, ни эффективно управлять нематериальными активами. Трудно не согласиться с утверж-дением ряда экспертов о том, что многие компании, не располагая нематериальными активами, не занимаясь инновационной деятельностью, которая напрямую связана с формированием и эффективным управлением нематериальными активами, вообще не имеют ценности в долгосрочной перспективе и остаются неконкурентоспособными не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.


 

28.07.2003.

11.08.03

 Рейтинг ресурсов