Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
М.А. Фадеичева
Эпоха постмодерна, для которой характерно существенное умножение количества субкультур и возрастание скорости изменений социальных ценностей и норм, породила изменение идентичности, что подобно всякому резкому и неожиданному изменению воспринимается как кризис. Это относится к структурам, часть из которых классифицируется как «муниципальное образование город». Екатеринбург дважды переживал кризис топонимической идентичности: в 1924 г., когда был переименован в Свердловск, и в 1991 г., когда был переименован в Екатеринбург. Желание не утратить ни одну часть истории города проявляется в его двойном наименовании Свердловск-Екатеринбург, встречающемся в повседневном обиходе. Город сумел «сплавить», соединить свое прошлое и настоящее. Екатеринбург успешно преодолевает кризис географической идентичности. Город, находящийся на границе Европы и Азии, позиционирует себя как европейский город, как евразийский город, как «ворота в Азию». В своем развитии Екатеринбург прошел путь от завода-крепости, через уездный город, через большой советский город-завод союзного значения. В настоящее время он все отчетливее приобретает черты космополиса – города мира. Становление Екатеринбурга в качестве космополиса связано с приобретением в начале 90-х гг. XX в. статуса открытого города. Екатеринбург превращается в космополис благодаря количеству и этническому составу его населения, а также благодаря той системе ценностей, которая присуща всякому городу мира. Полиэтничность – первый признак космополиса. Городской образ жизни, при всем многообразии его проявлений, формирует у екатеринбуржцев разной этнической принадлежности черты общности. Этническое и культурное многообразие населяющих и пребывающих в нем людей делает его привлекательным в экономическом, политическом и культурном отношении. Большей проблемой представляется административная идентичность. Город мыслится в привычной оппозиции «столица – провинция». Столица – это главный город административно-территориального образования. Екатеринбург обычно позиционируется как третья столица (третий главный город России после Москвы и Санкт-Петербурга). Следует отметить, что Екатеринбург – трижды столица: Свердловской области, Урала, Уральского Федерального округа, причем здесь сочетаются его формальные и неформальные статусы. Не следует представлять Екатеринбург как провинцию по отношению к Москве. Екатеринбург – не провинциальный, но колониальный город, так как он возник в самом центре колонизованных Российской империей земель. Он таков по положению сформировавшего его населения, в начале своей истории он наполнялся крепостными на государственных и частных заводах, каторжанами, беглыми и военными. Позже его пополняли ссыльные, эвакуированные, военнопленные. Урал не перестал быть колониальным краем и в настоящее время. Как и раньше он остается источником сырья, источником дешевой рабочей силы, сферой приложения капитала и рынком сбыта. Не является Екатеринбург провинцией и в культурном отношении. Провинциальная культура вторична, подражательна, зависима от столичной. Культура колониального Екатеринбурга самобытна и динамична, так как складывается на пересечении различных этнических культур. Черты
Екатеринбурга как космополиса с
колониальной сущностью определяют
его этнополитические функции в
отношении полиэтничного населения,
автохтонного (коренного) и
мигрантного (прибывшего).
Екатеринбургское сообщество
развивается и укрепляется в
качестве сообщества горожан-граждан:
те, кто к нему принадлежит,
приобретают гражданские качества.
Екатеринбург – среда политической
социализации для индивидов, что
означает усвоение ценностей и норм
политической культуры, присущих
конкретному обществу. Известны
особенности политического
волеизъявления Екатеринбурга,
ориентированного на подлинные
демократические ценности.
Екатеринбург – среда политической
консолидации, в которой
складывается гражданская общность.
Именно поэтому городское
сообщество осуждает политические
конфликты во властных структурах и
отмечает их отрицательное влияние
на политическую и социальную
активность горожан, независимо от
содержания конфликтов. В
Екатеринбурге происходит
политическая аккультурация, что
представляет собой более или менее
успешное вхождение индивида в новую
для него политическую культуру,
именно здесь происходит переход от
патриархальной политической
культуры деревни, подданнической
политической культуры Востока,
активистской политической культуры
колонизаторов, диссидентской
политической культуры ссыльных к
демократической политической
культуре екатеринбуржцев.
Екатеринбург – пространство
этнополитической толерантности.
Рядовые свердловчане-екатеринбуржцы
за 280 лет научились жить мирно и
уважать этническую принадлежность
друг друга или не обращать на нее
внимания. Задача городского
сообщества заключается в том, чтобы
сохранить и приумножить
положительный опыт кроссэтнической
коммуникации. |
28.07.2003.
12.08.03