Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
М.Б. Ларионова
Воспитание является неотъемлемой частью жизни любого человека. Оно оказывало огромное влияние на уклад жизни, быт, традиции всех сословий. Принадлежность к дворянскому сословию заставляла придерживаться определенных правил поведения, этических установок, нравственных принципов. Важными источниками при изучении данной темы служат мемуары, воспоминания, письма лиц, принадлежащих к дворянскому сословию. Данная статья основана на одном из таких источников – мемуарах А.Е. Лабзиной, ценность которых состоит в том, что это чуть ли не единственный источник, написанный во второй половине XVIII в. женщиной, которая по своему рождению и по положению мужа относилась к провинциальному, мелкопоместному дворянству. Анна Евдокимовна Лабзина, урожденная Яковлева, родилась 28 ноября 1758 г. в семье горного чиновника. Детство ее прошло в небольшом имении между Екатеринбургом и Челябинском, в «90 верстах от города [Екатеринбурга]» и в «5 верстах от имения помещика [Григория Никифоровича] Клеопина»1. Воспоминания писались автором в 1810 г. и остались незавершенными. Впервые они были опубликованы в журнале «Русская старина» в 1903 г. издателем Б.Л. Модзалевским, а в 1911 г. переизданы отдельным изданием. Третий раз они были напечатаны в серии «Россия в мемуарах» под общим названием «История жизни благородной женщины». Во второй половине XVIII в. дети в провинциальной дворянской семье получали домашнее образование. Воспитание детей было обязанностью строгой, но любящей матери. Различным предметам ребенка обучал домашний учитель. В семь лет дети уже умели читать и писать. Девочку учили различным рукоделиям и работе в саду: «гряды сама делывала, – отмечает Лабзина, – сама полола, садила, поливала». С детства приучали «и верхом ездить и пешком в поле ходить – верст десять», и обедать в поле вместе с крестьянами черствым хлебом и водой. Родители заботились и о физическом воспитании ребенка: «тело укрепляли суровой пищей и держали на воздухе», даже в самые лютые морозы «посылали гулять пешком, на ногах кроме нитных чулок и башмаков ничего не имела, а все тепло было в байковом капоте». Жестким воспитанием подготовляли ребенка к трудной жизни. К примеру, за рукоделием няня приговаривала: «Учись матушка, может быть, труды твои будут в жизни твоей нужны. Ежели угодно будет богу тебя испытать бедностью, то ты, зная разные рукоделия, не будешь терпеть нужды и будешь доставать хлеб честным образом». Летом ребенка поднимали очень рано, «когда чуть поднимется солнце». День начинался с купания в реке. Завтрак состоял из горячего молока и черного хлеба. Кроме того ели кашу, щи, иногда кусок солонины, летом – зелень и «молошное», на десерт – горячее сусло или сбитень, «в пост и рыбы не было». «Чаю мы не знали», – пишет Лабзина. Огромное внимание в семье уделялось религиозному воспитанию. Перед и после еды, а также перед сном читались молитвы, изучалось «Святое Писание». Мать всегда наставляла дочь быть истиной христианкой: «Если будешь жить в большом свете, то во всех своих удовольствиях не забывай делать помощи бедным и несчастным; не будь в праздности; праздность есть мать пороков. Гордости избегай, будь ко всем ласкова и снисходительна; избегай случаев, чтоб с кем ссориться; я во весь мой век не имела врагов и ни с кем не была в ссоре». Особую роль в воспитании играла няня. Она всегда была рядом с ребенком, следила не только за ее «дневными действиями», но и «сон охраняла». Няня была другом, наставником, советником. Она все знала, «на много давала свое решение, с некоторыми мыслями отсылала к матери». Няня учила девушку быть искренней, ничего не скрывать в своем сердце. «Научайтесь, – говаривала она, – и будьте осторожны в выборе друзей ваших и тогда, когда вы и замужем будете, никогда не думайте, чтоб женщина была уже избавлена тех правил, которые она имела в девушках; они во всякое время хороши и от многого сохранят». Отец Анны Евдокимовны, умирая, наставлял няню: «Воспитание моих детей чтоб было то, чтоб они познавали бога и научались с самого младенчества любить его всем сердцем, мать свою чтоб любили и почитали, к старикам чтоб они имели почтение и уважение, не только к равными – к рабам добрыми. Приучайте их любить бедных и несчастных, к роскоши их не приучайте, а более – к нужде». Жениха для молодой девушки выбирали родители, без ведома и согласия невесты. Тринадцатилетняя Анна узнала о том, что выходит замуж только в день свадьбы. Перед венчанием мать наставляла дочь: «... Когда тебя бог благословит супружеством, то чти своего супруга, повинуйся ему, люби его всем сердцем, хотя б он и дурен был против тебя. И знай, что он тебе дан от Господа, не осмеливайся никогда делать упреки мужу твоему, из этого может выйти раздор между вами…». Так, с замужеством для женщины начиналась совсем другая жизнь, она должна была повиноваться мужу и свекрови, «власть матери и няни заканчивалась». После свадьбы молодая чета навсегда покинула деревню и переселилась в город. Муж Анны Евдокимовны, Александр Матвеевич Карамышев, был человеком светским, знал, что такое роскошь и удовольствия. Он завел у себя в доме иные порядки, так что «тихое убежище» для Анны сменилось бурной жизнью провинциального города. Он заставил ее расстаться с няней, «как бы горько это для нее ни было». Супруг запретил жене рано вставать, «не ранее как в одиннадцатом часу», приказал ей в постели пить чай, не умывшись, в пост кушать мясо, не смотря на отчаянные протесты жены. Ей не разрешали читать книги, пока их не просмотрят муж или свекровь. То же самое было и с письмами: жена должна была просить у мужа разрешения написать письмо своим родственникам, а написавши, обязательно дать его прочитать мужу. Иная жизнь ждала провинциальную девушку в Санкт-Петербурге. Здесь она попадает в семью вице-президента Берг-коллегии Михаила Матвеевича Хераскова, который, не имея своих детей, стал воспитывать пятнадцатилетнюю Анну как приемную дочь. Ей предстояло обучиться «светскому обхождению». В столице ее наставляли: «Не все надо говорить, что думаешь; не верить слишком тем мужчинам, которые будут хвалить; ни с каким мужчиной не быть в тесной дружбе; не выбирать знакомства по своему вкусу». Пятнадцатилетнюю замужнюю девушку не всегда пускали к гостям, разрешали только быть на именинах или званном бале, «и только до 12 часов». Потом стали вывозить в театр, чаще разрешали быть с людьми. Ее покровитель наставлял Анну: «Будь добродетельна и веди себя так, чтоб муж тебя ничем не мог укорить, и чтоб ты могла составить его славу и честь. Не жалуйся на него никому, защищай его везде». И добавлял: «Скуку провожай трудами и чтением, не будь горда, но и не унижай себя; не слушай от мужчин того, что благопристойность запрещает; не прельщайся ни величеством, ни богатством, ни подарками; а будь довольна тем, что тебе Господь дал и впредь даст». Таким образом, мы видим, что во второй половине XVIII в. основные постулаты в воспитании дворянской девушки – благочестие, смирение и милосердие – были примерно одинаковыми и в праздной столице, и в «тихом убежище» провинции.
Примечания: |
28.07.2003.
13.08.03